загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки 53, 54. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Цели: углублять знания об однородных членах, связанных сочинительными союзами; уточнить правила пунктуации.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки запятой при однородных членах, связанных сочинительными союзами, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

ІІ. Проверка домашнего задания

(Упр. 247 — подготовленный диктант.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о сочинительных союзах

Вспомним, что сочинительную связь между однородными членами могут осуществлять сочинительные союзы.

— Как делятся сочинительные союзы по значению? (На разряды: соединительные (и, да = и), разделительные (или, либо), противительные (а, но, да = но).)

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, правила и теоретических сведений (с. 137, 138, 140).)

3. Слово учителя

— Обратим внимание на следующие союзы:

1) соединительные:

• повторяющийся союз ни... ни — употребляется в отрицательных предложениях (Не слышно ни стука, ни шороха);

• двойной союз не только... но и (Овощи не только вкусны, но и полезны);

• двойной союз как... так и (Цветы могут быть как однолетними, так и многолетними);

2) разделительные: повторяющиеся союзы: то... то (Разговор шёл то по-русски, то по-английски), не то... не то (Вдали не то туман, не то дым);

3) противительные: зато (Мой компьютер старенький, зато надёжный), однако (Говорил он бойко, однако бестолково). Заметим, что эти союзы примерно равны по значению союзу но.

Особое внимание надо уделить случаям с повторяющимися союзами.

1) [и О, и О, ...]: Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишинёве, и в Псковской губернии.

2) [О, и О, и О]: Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.

3) [как О, так и О] : Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

Обратите внимание на то, что запятая перед союзом как не ставится.

Важно помнить!

1) Запятая ставится перед союзом да и: Медведи сильны, да и ловки.

2) Запятая не ставится во фразеологических оборотах: Что ты встал ни свет ни заря?

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 248 — обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.

2. Упр. 249 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

3. Упр. 250 — устное выполнение.

4. Упр. 251 — самостоятельное выполнение.

5. Упр. 253 — комментированное письмо.

6. Упр. 254 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии

Отметим необычность ударений в некоторых словах.

Нет нигде облачка.

Строй мосты по рекам.

Такая постановка ударений диктуется ритмом стихотворения.

V. Подведение итогов урока

— На какие группы делятся сочинительные союзы?

— Какие союзы могут быть одиночными, какие — повторяющимися?

— Что нового вы узнали о знаках препинания между однородными членами, связанными сочинительными союзами?

Домашнее задание

1. § 43.

2. Упр. 252.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 252 — проверка по цепочке, грамматические разборы на доске.)

III. Работа по теме урока

1. Комментированное письмо

1) Только ветер злится да стучит в окно. 2) Выберите в магазине новые кожаные кроссовки. 3) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор. 4) При однородных членах используются как соединительные и разделительные, так и противительные союзы. 5) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо.

Комментарии

В предложении 1 союз да = и. В предложении 2 возможен и такой вариант постановки знаков препинания.

Выберите в магазине новые, кожаные кроссовки.

Это зависит от смысла предложения и его интонации. Если имеется в виду, что кроссовок у вас нет и вы хотите их купить, то подходит первый вариант. Если речь о том, что у вас уже есть какие-то кроссовки, например из кожзаменителя, а вы хотите другие, новые, кожаные, то нужен второй вариант предложения. В обоих случаях перед нами неоднородные определения. Во втором варианте — уточнение. В предложении 3 запятая ставится перед повторяющимися союзами. В предложении 4 запятая при двойном союзе как... так и. В предложении 5 запятая не ставится между частями фразеологического оборота.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 255 — самостоятельное выполнение (вариант 1 — с повторяющимся союзом и... и, вариант 2 — с повторяющимся союзом ни... ни) с последующей взаимопроверкой, синтаксический разбор на доске.

2. Упр. 256 — составление предложений с фразеологическими оборотами (семь вариантов по два предложения), чтение и обсуждение работ.

3. Упр. 257, 258 — самостоятельное выполнение по вариантам с последующим обсуждением.

4. Упр. 259 — самостоятельное выполнение.

5. Упр. 260 — устное выполнение.

6. Упр. 263 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, краткая письменная характеристика.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 144, 146).

— Устно составьте с этими словами словосочетания.

4. Диктант

1) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. 2) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека. (Л. Толстой) 3) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (А. Пушкин) 4) Меж горцев пленных наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и лёгкость ног, и силу длани. (А. Пушкин) 5) И видишь ты синий свод неба, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес. (Н. Некрасов)

(После того как предложения продиктованы, учитель просит учеников прочитать их с правильной интонацией, которая поможет избежать ошибок при постановке знаков препинания. Далее объяснение знаков препинания. Следует обратить внимание учеников на то, что если повторяющийся союз начинается не с первого члена однородного ряда, знак ставится и перед первым союзом.)

IV. Подведение итогов урока

— Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами.

Домашнее задание

1. § 43.

2. Упр. 261, 262 (по выбору), 264.





загрузка...
загрузка...