загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки 55, 56. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Цели: восстановить знания об обобщающих словах при однородных членах; углублять и расширять знания по теме.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правило постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

Выборочный диктант

— Выпишите только словосочетания.

Кожаный мяч, слово и дело, пиджак велик, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, около школы, кафе напротив, пять уроков. (Кожаный мяч, довольно резво, надел пальто, увидела на витрине, продолжали учиться, бить баклуши, кафе напротив, пять уроков.)

Комментарии

Продолжали учиться, бить баклуши — неделимые словосочетания. Не являются словосочетаниями: слово и дело — сочинительная связь, пиджак велик — основа предложения, около школы — существительное с предлогом.

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 261, 262 — чтение стихотворных строк, обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 264 — чтение и обсуждение сочинений.

IV. Работа по теме урока

1. Составление предложений с обобщающими словами при однородных членах

— Составьте и запишите предложения с обобщающими словами. Вспомните, как ставятся знаки препинания в таких предложениях.

Варианты предложений

Нам задали подчеркнуть второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Учитель музыки умеет играть на пианино, на аккордеоне, на баяне — на разных музыкальных инструментах.

— Какими членами предложения могут быть обобщающие слова? (Любыми, но теми же, что и однородные члены, которые они обобщают.)

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений, правила (с. 146, 147).)

— Какие новые сведения вы узнали о знаках препинания при обобщающих слова при однородных членах? (Случай, когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается.)

Нужно помнить, что обобщающий член обозначает родовое или более общее понятие по отношению к однородным членам.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 266 — комментированное письмо, грамматические разборы на доске.

2. Упр. 267 — устное выполнение.

3. Упр. 269 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

4. Упр. 270,271 — обсуждение заданий, деление предложений 1—5 на пять групп (по три предложения: с обобщающим словом перед однородными членами; с обобщающим словом после однородных членов; с другими обобщающими словами так, чтобы предложения стали утвердительными), чтение получившихся предложений.

VI. Подведение итогов урока

— Какие слова называются обобщающими?

— Каковы правила пунктуации при однородных членах с обобщающими словами?

Домашнее задание

1. § 44.

2. Упр. 268.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 268 — обсуждение вопросов и заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Комментированное письмо

— Запишите предложения, составьте их схемы.

(Несколько учеников работают у доски.)

1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан. 3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4) Все породы смолистых деревьев, как то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом. 5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде была изморозь.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 272 — самостоятельное выполнение.

2. Упр. 275 — устное выполнение.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 150).

— Устно составьте с этими словами словосочетания.

4. Предупредительный диктант

В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана. Один из лучших художников этого направления - Шишкин. Русская природа — основная тема его творчества. В своих картинах он воспевал родную землю. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, ручей в лесной чаще — всё это близко и дорого сердцу художника. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы — привлекало внимание художника.

Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

IV. Подведение итогов урока

— От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающими словами?

Домашнее задание

1. § 44.

2. Упр. 273, 274 (подготовиться к диктанту).





загрузка...
загрузка...