загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки 61, 62. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Цели: дать понятие об обособленных определениях, способах их выражения; отрабатывать интонацию предложений с обособленными определениями; развивать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание правил обособления определений; умения интонационно и на письме выделять обособленные определения в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется буква а.

1) К..лорит; 2) оч..рование; 3) к..рнавал; 4) заг..реть; 5) журавли курлыч..т. (2, 3.)

(Объяснение правописания слов.)

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 289 — обсуждение заданий, составление схем предложений на доске.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о причастии и причастном обороте

— Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты? (Определениями.)

— Найдите определения в тексте о вулкане (см. урок 60), скажите, чем они выражены.

— Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их. (Дремавший несколько столетий вулкан пробудился. Разогретые внутренним жаром минеральные источники забурлили.)

— Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. Обратите внимание на изменение интонации.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 161, 164, 165).)

3. Слово учителя

Рассмотрим случай согласованных нераспространённых однородных определений.

Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад.

Поместим однородные определения после определяемого слова.

Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.

Интонация подсказывает, что в этом случае необходимо обособление.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 291 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, морфологический разбор на доске.

2. Упр. 292 — устное выполнение.

3. Упр. 294 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.

4. Упр. 295, 296 — устное выполнение, морфологический разбор на доске.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамок (с. 162, 163).

— Устно составьте с этими словами словосочетания.

VI. Подведение итогов урока

— От чего зависит обособление определений?

— Чем могут быть выражены согласованные и несогласованные обособленные определения?

Домашнее задание

1. § 48.

2. Упр. 293.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Выполните фонетический разбор слова компьютер.

— Выполните морфологический разбор слова импровизируй.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 293 — обсуждение заданий, грамматические разборы на доске.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 166, 167).)

2. Слово учителя

Расширим наши представления об обособлении. Рассмотрим предложение.

Взволнованная девушка не могла найти слов.

Можно ли заменить существительное местоимением? Выражение взволнованная она невозможно. Попробуем обособить определение.

Взволнованная, она не могла найти слов.

В предложении появился оттенок причины.

Ещё пример.

Рыцарю в тяжёлых доспехах сложно было поворачиваться.

Заменим существительное местоимением.

Ему, в тяжёлых доспехах, сложно было поворачиваться.

Опять появился оттенок причины.

V. Закрепление изученного материала

1. Объяснительный диктант

— Запишите предложения, объясните причины обособления определений.

1) Сегодня Ася, в скромном платье, была особенно хороша. 2) Блестело море, всё в ярком свете. (М. Горький) 3) Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни. (М. Горький) 4) Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя. 5) В комнату вошла Анна, сестра Веры. 6) А я-то, наивный, поверил тебе! 7) Орёл, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 297 — обсуждение заданий, комментированное письмо.

2. Упр. 298 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.

3. Упр. 299 — самостоятельное выполнение.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слово компаньон.

— Устно составьте с этим словом предложение.

VI. Подведение итогов урока

— Какие члены предложения называются обособленными?

— Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

— В каких случаях обособляются согласованные и несогласованные определения?

Домашнее задание

1. § 48.

2. Упр. 300.





загрузка...
загрузка...