загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки 64, 65. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Цели: дать понятие об обособленных приложениях, способах их выражения; отрабатывать интонацию предложений с обособленными приложениями; развивать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание правил обособления приложений; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, интонационно и на письме выделять обособленные приложения в предложении, пользоваться материалами энциклопедий, ресурсами Интернета, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 302, 304 — чтение и обсуждение сочинений.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о приложении

— От чего зависит обособление определений?

— Что такое приложение? Чем могут быть выражены приложения?

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и правил (с. 171, 172).)

3. Слово учителя, анализ предложений

Разберём несколько примеров.

Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку.

Хорошая хозяйка, она содержала дом в идеальном порядке.

Попробуйте убрать обособление, прочитать предложения без пауз. Смысл искажается или вовсе пропадает.

Итак, обособляются любые приложения (как*! определения), если они относятся к личному местоимению.

Что произойдёт, если заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное?

Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить с толку.

Распространённое приложение «известного эрудита» всё равно обособляется.

Ещё примеры.

Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актёре. Вечером на огонёк зашёл Василий Петрович, сосед.

В фильме «Раба любви» главную роль исполняет Елена Соловей, актриса театра и кино.

Соловья-разбойника победил Илья Муромец.

Отметим, что обособляются согласованные приложения (первое и третье предложения), в том числе и одиночные (второе предложение), стоящие после определяемого имени собственного. Исключение (четвёртое предложение) — слияние приложения с именем собственным по смыслу и в произношении.

Особо следует рассмотреть случаи употребления сравнительного оборота с союзом как. Посмотрим, какое отношение это имеет к теме нашего урока.

— Какова роль сравнительного оборота с союзом как в следующих предложениях?

Небо как чёрная тушь.

Небо чёрное, как тушь.

(В первом случае сравнительный оборот входит в состав именного сказуемого, во втором — является обстоятельством.)

Рассмотрим случаи, когда союз как выступает в другой роли.

1) Союз как может примыкать к приложению, которое имеет оттенок причинности. Тогда приложение обособляется.

Ему, как хорошему шахматисту, легко удалось победить соперников. (Ему удалось победить соперников, так как он хороший шахматист.)

2) Союз как может иметь значение «в качестве», тогда приложение с ним не выделяется.

В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф. (В. И. Даль известен в качестве выдающегося лексикографа.)

В предложении нет значения сравнения. Даль ни с кем не сравнивается, он и есть выдающийся лексикограф.

3) Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире — в случае, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу. Чаще всего это распространённые приложения.

И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома. (Н. Гоголь)

IV. Закрепление изученного материала

1. Объяснительный диктант

— Запишите предложения, объясните причины обособления определений и приложений.

1) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. 2) Над нами возвышались горы, скалистые, неприступные. 3) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной. 4) Удивлённый отказом, Николаев всё же продолжал приходить в дом. 5) Монголов, прирождённых всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с годовалого возраста. 6) Вскоре, исключённый из университета, уехал неудачливый студент на родину. 7) Забрались мы в глухие места, полные дичи.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 307 — комментированное письмо, обсуждение вопросов, грамматические разборы на доске.

2. Упр. 309 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, грамматические разборы на доске.

Комментарии

В отрывке из стихотворения С. Я. Маршака «Счастье» (под цифрой 2) допущена опечатка. Надо так: Как празднично сад расцветила сирень...

3. Упр. 310 — чтение, конструирование предложений.

4. Упр. 308 — самостоятельное выполнение.

V. Подведение итогов урока

— В каких случаях приложения обособляются?

Домашнее задание

1. § 50.

2. Упр. 311 (подготовиться к диктанту), 312, 313 (по выбору).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 311 — подготовленный диктант, выполнение заданий.

2. Упр. 312, 313 — чтение и обсуждение составленных предложений.

III. Работа по теме урока

1. Отработка правильной интонации предложений с обособленными приложениями

(Предложения записаны на доске без знаков препинания.)

1) Он, уроженец Петербурга, снова приехал в свой родной город. 2) Напрасно думал чуждый властелин с тобой, столетним русским великаном, померяться главой. (М. Лермонтов) 3) Мальчик, по имени Валёк, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела. (В. Короленко) 4) Великий конспиратор, он умело скрывает свои богатства, собирая образцы, достойные лучших музеев мира. (В. Мясников)

2. Объяснительный диктант

1) Скоро весна — пора пробуждения природы. 2) Тут кто-то позвонил дяде по телефону, и, чем-то встревоженный, он заторопил старика Якова. (А. Гайдар) 3) Луна как бледное пятно... (А. Пушкин) 4) Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо. 5) Мальчик, как самый лёгкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды. 6) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытьё. (В. Катаев) 7) Лев известен как царь зверей. 8) Подплывавшую к мосткам лодку встречал кот-рыболов. 9) Медведю, с его короткими передними лапами, нелегко бежать с горы.

3. Творческий диктант

— Вставьте на место пауз подходящие по смыслу слова.

Творчество — это... (тяжёлый) труд. Многим жизнь людей искусства кажется... (сплошным) праздником. Но это не так. На самом деле ... (любимая) работа для них — это... (огромный) труд, напряжённый, ежедневный, требующий терпения,... и ... (выдержки и упорства).

Мы все знаем Майю Плисецкую,... (удивительного) мастера движения. Она завоевала признание во всём мире, потому что ежедневно много часов в ... (изнурительном) труде проводила у станка.

Имя Анны Павловой, ... (гениальной) русской балерины, будоражит мир до сих пор. В танце была её жизнь, истинная, ... (настоящая), известная и открытая каждому.

(Проверка. Чтение и обсуждение текста.)

IV. Подведение итогов урока

— В каких случаях обособляются определения и приложения?

— Какие выделительные знаки ставятся при обособленных определениях и приложениях?

Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Искусство», употребляя обособленные определения и приложения.

2. Повторить § 48, 50, подготовиться к контрольному диктанту.





загрузка...
загрузка...