Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; углублять понятие о чужой речи, способах её выражения; показать связь чужой речи с комментирующей частью; выработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью, навыки правильной интонации в таких предложениях.

Планируемые результаты: умения анализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте, понимать их причины, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с чужой речью, разделять чужую речь и комментирующую часть, произносить предложения с чужой речью с правильной интонацией, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 401 — чтение и обсуждение сочинений.

2. Задание повышенной трудности (с. 223) — устные сообщения и их обсуждение.

IV. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о способах передачи чужой речи

Мы приступаем к теме, которая вам уже знакома. Опираясь на ваши знания, мы углубим представления о том, как можно передавать чужую речь. Будем анализировать предложения и делать выводы.

— Какие способы передачи чужой речи вам известны?

— Какое место в предложении может занимать прямая речь?

— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

— Можно ли при передаче чужой речи обойтись без прямой речи?

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений, правила (с. 223—227).)

— Чем прямая речь отличается от косвенной? (См. правила на с. 227.)

Комментарии

Уточним некоторые особенности передачи чужой речи.

Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли.

“Только бы меня не спросили!” — подумал Андрей.

Во-вторых, выражение чужая речь условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь.

Я попросил учителя: “Повторите, пожалуйста, вопрос”.

Можно использовать косвенную речь.

Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.

Эту же информацию можно передать предложением с дополнением.

Я попросил учителя повторить вопрос.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 402, 404 — устное выполнение.)

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слово преемник.

— Составьте предложение с этим словом.

VI. Подведение итогов урока

— Что понимают под словами чужая речь!

— Какие части есть в предложениях с чужой речью?

— Какую роль играют глаголы, обозначающие речь?

Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. § 65-67.

3. Упр. 403.