загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 8 класс - 2016 год

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Урок 88. Косвенная речь. Прямая речь

Цели: вырабатывать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыки правильной интонации в таких предложениях, конструирования комментирующей части предложения; показать способы составления схем предложений; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь; воспитывать бережное отношение к языку.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять предложения с прямой и косвенной речью, составлять схемы предложений с прямой речью, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Запишите словосочетания, объясните правописание гласных в корнях слов.

Постилать скатерть, поджигать хворост, разровнять землю на грядке, непромокаемый плащ, выгореть дотла, вырастить урожай, высказать предположение, каста неприкасаемых, отблески зарниц, блистательная эрудиция.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 403 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 228).

2. Упр. 405 — анализ текста.

3. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, правила, теоретических сведений (с. 230—232).

2. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»

К — комментирующая часть.

П — прямая речь.

Схема

Пример

К: «П».

Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка».

К: «П!»

Прозвучала команда: «На старт!»

К: «П?»

Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»

«П», — к.

«Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.

«П!» — к.

«Внимание!» — вдруг раздался голос из динамиков.

«П?» — к.

«Который час?» — спросил прохожий.

«П, — к, — п».

«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

«П! — к. — П».

«Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».

«П? — к. — П».

«А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».

«П, - к. - П».

«Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. — Береги себя и возвращайся домой».

(Можно попросить учеников устно привести свои примеры разных предложений с прямой речью.)

Комментарии

Этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной комментирующей частью.

3. Слово учителя. Трудные случаи предложений с прямой речью (факультативно)

Прямая речь бывает разорвана комментирующей частью, которая включает два глагола со значением речи, относящихся к разным частям прямой речи. В этих случаях знаки ставятся таким образом.

«Вы так добры, сэр, — пробормотала она и добавила: — Благодарю вас!» Схема предложения: «П, — к и к: — П!»

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 406 — устное выполнение.

2. Упр. 407 — комментированное письмо.

3. Упр. 408, 409 — устное выполнение.

4. Упр. 411 — самостоятельное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

— Как оформляется на письме прямая речь?

Домашнее задание

1. § 68, 69.

2. Упр. 406, 410.





загрузка...
загрузка...