РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Тип урока: вводный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с функциями русского языка как средства межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций; обучения составлению опорного конспекта; углубления знаний обучающихся о роли русского языка в развитии русской литературы. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; способны свободно пользоваться словарями различных типов; говорение и письмо: умеют воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: осознают эстетическую и национально-культурную ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремятся к речевому самосовершенствованию

Образовательные ресурсы: Русский язык. 8 класс: учеб, для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова [и др.]; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2015; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011*; Тростенцова, Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. М.: Просвещение, 2014; Русский язык. 8 класс: поуроч. планы по учеб. Л. А. Тростенцовой, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2014; Панов, М. В. Энциклопедический словарь юного филолога / М. В. Панов. М.: Книга по Требованию, 2013; высказывания о русском языке для фронтальной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока**

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку, эмоциональный и психологический настрой на урок

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок

Владеют навыками самоорганизации, организации рабочего места

II. Постановка учебной задачи

- Прочитайте высказывание А. Н. Толстого: “Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара”.

- Найдите в “Энциклопедическом словаре юного филолога” определение понятия “мировой язык”.

- Почему русский язык относится к мировым языкам? Правомерно ли высказывание А. Н. Толстого?

- Запищите тему урока

Читают высказывание.

Работают со словарем. Высказывают свою точку зрения. Записывают тему урока

Владеют навыками работы со словарной статьей, осознанного чтения, способами конструктивного взаимодействия. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 1.

2. Упражнение 2.

3. Работа с цитатами.

4. Упражнение 3

- Прочитайте текст упр. 1. Обратите внимание на выделенные слова. Назовите функции русского языка в современном мире.

- Запишите в тетрадь функции русского языка.

- Опираясь на запись в тетради, перескажите содержание текста упражнения.

- Составьте опорный конспект для пересказа. Устно перескажите текст.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 5 учебника и скажите, от каких факторов может зависеть функционирование языка в международном общении.

- Прочитайте данные высказывания. Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свой ответ.

Богатство языка есть богатство мыслей. (Н. М. Карамзин.)

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь.)

- В чем выражается богатство русского языка?

- Разбейте текст на два абзаца. Сформулируйте вопрос ко второму абзацу и дайте ответ на него, используя содержание текста

Читают текст упражнения, отвечают на вопрос.

Записывают ответ на вопрос. Пересказывают текст.

Составляют опорный конспект. Пересказывают текст.

Читают теоретические сведения. Отвечают на вопрос.

Читают высказывания. Рассуждают на заданную тему.

Приводят аргументы. Выполняют упражнение

Владеют навыками осознанного чтения. Ориентируются на странице в учебнике. Умеют слушать. Адекватно реагируют на оценку сверстников.

Владеют навыками работы с учебной статьей. Умеют слушать. Адекватно реагируют на оценку сверстников.

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать. Владеют навыками осознанного

чтения, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Ориентируются на странице в учебнике. Адекватно реагируют на оценку сверстников

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Запишите высказывание К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. Какое значение имеет русский язык для граждан нашей страны?

- Какую роль играет русский язык в современном мире?

Домашнее задание: составить письменное высказывание о важности изучения русского языка, опираясь

на слова К. Паустовского; переписать словарные слова, расположенные в рамках на с. 4, 5, 6 учебника

Записывают высказывание. Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Адекватно реагируют на оценку. Умеют слушать. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их достижения


* На каждом уроке учитель планирует и проводит работу по учебнику, при составлении урока опирается на примерные программы по русскому языку, в связи с чем далее в пособии ссылка на них будет опущена.

** Работу на данном этапе учитель планирует и организует по своему усмотрению, в связи с чем далее в пособии он будет опущен.