Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) Двое пашут, а семеро руками машут. 2) Глупый киснет, а умный всё промыслит. 3) Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжёлым. 4) То нелестно, что известно. 5) Лентяй готов за дело взяться смело, когда другой давно исполнил дело. 6) Утро вечера мудренее. 7) Всякая тайна въяве будет. 8) Сонливый да ленивый — родные братцы.

(Пословицы)

• Подчеркните грамматические основы предложений, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого. Определите вид сказуемого.

• Укажите номера сложных предложений, начертите схемы этих предложений.

• Объясните особенности пунктуации в предложении 8.

II

1) Каждый из нас — сын своих дел. (Сервантес) 2) Самая прекрасная из женщин — женщина с ребёнком на руках. (С. Островой) 3) Для друга и семь вёрст не околица. (Пословица) 4) Из всех деревьев берёзы в России самые красивые. 5) А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести её хотят... (А. Пушкин) 6) Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда чёрными точками. (Д. Мамин-Сибиряк)

• Подчеркните грамматические основы, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого. Определите вид сказуемого.

III

• Послушайте текст. Определите его тему и главную мысль. Разделяете ли вы мнение автора? Обоснуйте свою точку зрения.

Что-то под влиянием умной, талантливой книги начинает в нас меняться. Мы иначе оцениваем свои прошлые поступки, мы начинаем замечать в окружающей нас жизни, в отношениях между людьми много нового. Мы начинаем понимать то, что раньше нам было недоступно. Книги расширяют наш опыт переживаний. Чтение развивает наш ум и наше сердце.

(Г. Беленький)

• Запишите текст под диктовку, подчеркните грамматическую основу предложений, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого; определите вид сказуемого.

• Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. Подберите к нему однокоренные слова.

• ТР. Напишите небольшое сочинение-размышление. Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте позицию автора и напишите, согласны ли вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.

Выборочные диктанты

I

• Выпишите из предложений в два столбика: 1) составные глагольные сказуемые; 2) составные именные сказуемые.

1) Учёные рассуждения и трактаты должны быть коротки и ясны. (Н. Гоголь) 2) Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким. (Гольдони) 3) Читаем мы часто поспешно и невнимательно. (В. Шкловский) 4) Я буду читать трагедию Пушкина “Скупой рыцарь”. 5) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (В. Шкловский) 6) Я начал читать поэму Лермонтова “Мцыри”. 7) Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать. (В. Шкловский) 8) Я надеюсь получить в подарок книгу. 9) Хорошая книга — наивернейший друг человека. (Пословица)

II

• Подчеркните в предложениях грамматические основы.

• Выпишите из предложений составные глагольные сказуемые.

Вам, конечно, хочется как можно скорее узнать от меня все тайны творчества. Не знаю, смогу ли я вам в этом помочь. Пожалуй, запомните следующее... Нужно преодолевать в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый настоящий писатель. Старайтесь писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного. Писать — это как ходить на службу... или в гимназию.

(По И. Бунину)

Творческий диктант

• Составьте предложения, в которых:

1) подлежащее будет выражено цельным словосочетанием;

2) сказуемое будет составным именным;

3) сказуемое будет составным глагольным;

4) подлежащее будет выражено фразеологизмом (например: Опять начинается сказка про белого бычка):

5) сказуемое будет выражено фразеологизмом (например: Этот человек не лезет за словом в карман);

6) грамматическая основа выражена целиком фразеологическим оборотом (например: У меня волосы встали дыбом от страха).