Определение. Дополнение. Обстоятельство - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Определение. Дополнение. Обстоятельство - Второстепенные члены предложения - ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

...Тело — живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мной. По обычному рукопожатию я догадываюсь обычно об очень многом.

(А. Лосев)

• Подчеркните несогласованные определения, укажите способ их выражения. Помните, что в зависимости от смыслового вопроса один и тот же член предложения может быть охарактеризован по-разному (в таких случаях можно графически показать многозначность члена предложения).

• Как несогласованное определение связано с поясняемым словом?

• Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью согласование. Разберите его.

• Обозначьте в тексте местоимения, определите их разряд.

II

1) Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья. (А. Чехов) 2) Умей прощать, и мощь твоя умножится. (Публий Сир) 3) В стыдящемся человеке есть нечто выделяющее его из массы бездельников и глупцов. (М. Салтыков-Щедрин) 4) В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)

• Подчеркните определения, укажите, какими частями речи они выражены. Обозначьте вид определений: согласованное или несогласованное.

• Укажите номер сложного предложения.

• Выделите окончания причастий, объясните их правописание.

III

1) Когда ставил князь Юрий Долгорукий новые города, основал он и Москву. 2) До этого стояло на Москве-реке село Кучково, принадлежащее богатому человеку Степану Ивановичу Кучке. 3) Приглянулось князю живописное место. 4) Уж больно красиво было всё вокруг: лес, речка, семь холмов! 5) И задумал Юрий заложить здесь город. 6) Князь Юрий, конечно, не подозревал, что приглянувшееся ему поселение ждёт впереди великое будущее и суждено ему сыграть особую роль в истории России.

(По В. Соловьёву)

• Подчеркните приложения. Что они обозначают и чем выражены? Объясните дефисное написание приложения.

• Проведите синтаксический разбор предложения 4, начертите его схему. Определите тип сказуемого в данном предложении.

• Укажите части речи в предложении 1.

• Выпишите из текста краткое причастие, укажите его морфемный состав, проведите его морфологический разбор.

IV

1) Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. (В. Скотт) 2) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (Н. Радищев) 3) Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению, то вы научились очень многому. (А. Азад) 4) На то человек родился, чтобы жить своим умом. (Л. Толстой)

• Подчеркните дополнения, определите, какими частями речи они выражены.

• Укажите прямое дополнение.

• Найдите и подчеркните определение, выраженное инфинитивом. Начертите схему этого предложения.

• Какие предложения по наличию главных членов вы записали? Докажите. Определите вид сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное).

• Выделите в словах предложения 1 приставки. Какие орфографические правила они иллюстрируют?

V

1) От радости в зобу дыханье спёрло. 2) В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с зефирами шептали. 3) Как в людях многие имеют слабость ту же: всё кажется в другом ошибкой нам; а примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.

(И. Крылов)

• Подчеркните обстоятельства, определите их вид по значению.

• Какие виды обстоятельств по значению проиллюстрированы в данных предложениях?

• Какие виды обстоятельств по значению не проиллюстрированы в данных примерах?

• Составьте и запишите предложения с обстоятельствами условия, цели и уступки.

Выборочные диктанты

I

1) Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках. 2) Мы ехали по широкой, распаханной равнине. 3) На тёмно-синем небе кружились какие-то мелкие светлые огоньки. 4) В углу стоял шкаф из красного дерева. 5) Кое-где на липах висят последние золотые листья. 6) Человек высокого роста вышел из чащи. 7) Сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль...

(И. Тургенев)

• Найдите предложения с несогласованными определениями. Несогласованные определения подчеркните, укажите способ их выражения.

II

1) Я выписываю журнал “Смена”. 2) Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя. (А. Пушкин) 3) Прощальной дымкою повиты старушки-избы над рекой. (Н. Рубцов) 4) Идёт народ, любуется красавицей Москвой. (В. Малков) 5) Настя была молчалива и сероглаза, как все девушки-северянки. (К. Паустовский) 6) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов) 7) Поэт Н.А. Некрасов своё детство провёл на берегу реки Волги.

• Укажите номера предложений, в которых приложения пишутся через дефис. Объясните причину дефисного написания приложений.

III

• Рассмотрите таблицу и заполните её примерами предложений, диктуемых учителем. Обстоятельства подчеркните, укажите способ их выражения.

Разряды обстоятельств

Примеры

1. Времени


2. Места


3. Образа действия


4. Меры и степени


5. Цели


6. Условия


7. Уступки


1) Ехал наживать, да пришлось и своё проживать. 2) Не зная броду, не суйся в воду. 3) Не кланяйся, как весы, в обе стороны. 4) Начиная дело, о конце помышляй. (Пословицы) 5) Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы. (Н. Карамзин) 6) Хранимое в сердце отражается на лице. (Пословица) 7) Истинно просвещённый человек никогда не воюет. (Лао Цзы)

(Ключ: 1) — цели; 2) — условия; 3) — образа действия; 4) — времени; 5) — уступки; 6) — места; 7) — степени.)

• Обстоятельство какого разряда не встретилось в данных примерах? Составьте и запишите предложение с таким обстоятельством.

Творческие диктанты

I

• Запишите словосочетания в первый столбик.

Кожаное пальто

детская литература

яблочный компот

родные просторы

деревянный шкаф

древнерусская литература

• Замените в записанных словосочетаниях согласованные определения несогласованными и запишите полученные словосочетания во второй столбик. Определения подчеркните.

(Ключ: пальто из кожи; литература для детей; компот из яблок; просторы родины; шкаф из дерева; литература Древней Руси.)

II

• Запишите под диктовку словосочетания в первый столбик.

Комбайн для уборки свёклы

комбайн для уборки зерна

комбайн для уборки хлопка

• Замените несогласованные определения согласованными, запишите полученные словосочетания во второй столбик.

(Ключ: свеклоуборочный комбайн; зерноуборочный комбайн; хлопкоуборочный комбайн.)

• Выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительную гласную. Вспомните соответствующую орфограмму и приведите свои примеры, которые будут её иллюстрировать (три-четыре примера).

III

• Записывайте предложения, заменяя согласованные определения на несогласованные.

1) Сестра купила ситцевое платье. 2) Дедушка любит родниковую воду. 3) Бабушка сварила вишнёвое варенье. 4) Мы долго будем помнить этот весенний праздник.

• Сравните способы передачи определительных отношений.

Контрольные диктанты

I

...Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке... Мохнатый стебелёк подпирал его чашечку, а в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка. Цветок караулил солнце. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзы, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки. Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки. И тогда чашечка подставляла маковку солнцу. До самой последней минуты заката цветок дышал теплом светила, поворачивая ему яркую головку...

Многое забылось, слилось с другими детскими воспоминаниями. Однако тот цепкий, стойкий цветок тундры, приручивший само солнце, жил и цвёл в памяти отдельно ото всех воспоминаний.

(По В. Астафьеву)

Задания:

1. Найдите простое неосложнённое предложение, в котором есть прямое дополнение. Подчеркните прямое дополнение, укажите способ его выражения (часть речи и падеж).

2. В первом абзаце выделите обстоятельства, выраженные: а) сравнительным оборотом; б) деепричастным оборотом.

3. Выпишите из последнего абзаца несогласованное определение вместе с определяемым словом. Проведите разбор данного словосочетания.

4. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

II

...Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым.

Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и весёлым — это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

(По Д. Лихачёву)

Задания:

1. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложениях текста; там, где инфинитив входит в состав сказуемого, укажите тип сказуемого.

2. Обозначьте части речи в предложении 2.

3. Проведите синтаксический разбор предложения 2.

4. Составьте и запишите предложения: а) с прямым дополнением; б) с несогласованным определением; в) с обстоятельством уступки.