Характеристика человека - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Характеристика человека - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Урок 30. Характеристика человека (§ 29)

Цели урока: 1) научить характеризовать человека, т. е. раскрывать особенное в его характере, поведении, свойствах ума, воли, 2) научить отличать деловую характеристику от характеристики человека — друга, знакомого, родственника и т. п.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают 6 предложений с характеристикой деятельности известных учёных, спортсменов и т. д.

II. Учитель проводит с учащимися беседу.

— В каких ситуациях вам приходилось давать более или менее подробную характеристику какому-нибудь лицу? (Когда о человеке хочется рассказать подробнее, охарактеризовать друга, знакомого, родственника.)

Учитель обращает внимание на то, что в учебнике много текстов, в которых говорится о жизни и деятельности известных людей, например о Петре I, об учёных, художниках и т. д.

• Учащиеся читают тексты упр. 128 на с. 76—77 и упр. 162 на с. 94—95, отмечают элементы характеристики.

• В упр. 162 на с. 94—95 (текст о жизнедеятельности А. М. Пешковского) надо предварительно обсудить с учениками, что им показалось особенно интересным в биографии выдающегося лингвиста и его научной деятельности. Затем ученики излагают свои впечатления письменно.

• Далее учитель знакомит ребят с групповым портретом — речевым жанром, в котором даётся характеристика группе лиц — спортивной команде, классу, объединению учёных и т. д.

В упр. 166 учащимися разъясняется, что на картине Ю. Ракши “Проводы ополчения” изображены ополченцы, которые уходят защищать свою родину от польских завоевателей XVII века. Уточняется значение слова “ополченец” — участник ополчения, т. е. войска, созданного в условиях военного времени в помощь регулярной армии из гражданских лиц, освобождённых от действительной военной службы.

Учащиеся рассматривают и описывают картину по данному в учебнике плану (схеме). Особое внимание уделяется той части картины, где изображены женщины, провожающие ополченцев на войну.

Что же их объединяет?

Все они, молодые и пожилые, понимают порыв ополченцев — своих сыновей, братьев, мужей, поддерживают их стремление остановить врага, и вместе с тем они переживают в эти тяжёлые минуты расставание на месяцы, на годы, навсегда. Именно эти чувства объединяют группу женщин, изображённых на переднем плане картины!

• Далее идёт работа над содержанием группового портрета какого-либо объединения людей (отличники нашего класса, авторитетные личности школы).

III. Домашнее задание: упр. 165.