Тексты для изложений - ПРИЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Тексты для изложений - ПРИЛОЖЕНИЯ

Текст 1

Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

Его появлению мы обязаны двум французам — братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.

В середине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда “движущимися фотографиями” — своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название “кинематограф”, происходящее от греческих слов “кинема” — движение и “графо” — пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошёл все ожидания. Искушённые посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещённой лучом проектора, понёсся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей, выходящих из проходной завода...

Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость.

Первая в истории мирового кино “программа Люмьер” включила в себя лишь три короткие, снятые с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства — кино.

Задания

Вариант 1

1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.

2. Рассказать о своём отношении к кино.

Вариант 2

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: “Какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире?”

Текст 2

Мир балета... Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погруженного в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет — это и сам спектакль, и каждая его часть. Но, прежде всего, это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса — все вместе и каждый в отдельности.

Мир балета — это и жизнь театра во всех её проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.

У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и лёгкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и лёгкость обманчивы и мнимы.

“Искусство наше — тяжёлый труд... Только тогда, когда каждая мышца разогрета до конца, а мы своим видом напоминаем людей, вышедших из парилки, нам становится легко работать”, - писала выдающаяся балерина Вечеслова.

Крайнего напряжения всех физических и душевных сил требует в сольной партии каждое выступление артиста. Но оно итог ещё больших усилий, постоянных, ежедневных напряжений и упражнений.

Балет сценических откровений и триумфов и балет нескончаемых репетиций и классов — это единое и нераздельное явление.

Тяжёлый труд — прекрасное искусство.

Задания

Вариант 1

1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.

2. Рассказать о виде искусства, которым вы увлекаетесь.

Вариант 2

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: “Что нового вы узнали о мире балета?”

Текст 3

Первый биограф Пушкина, Павел Васильевич Анненков, был человеком острого, наблюдательного ума. Он дружил с крупнейшими писателями своего времени: Гоголем, Белинским, Тургеневым. Будучи за границей, он познакомился с Жорж Санд. По-видимому, он обладал завидной способностью завоёвывать дружбу замечательных людей. У него был поразительный дар распознавать крупных людей вне зависимости от степени их известности.

Анненков написал блестящую книгу “Воспоминания и критические очерки”. В ней есть страницы, описывающие зарождение замысла гоголевской “Шинели”.

Однажды, пишет Анненков, при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом “анекдот” тогда разумели истинное, чем-то любопытное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму в двести рублей. Именно столько стоило лепажевское ружьё (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером того времени), предмет зависти каждого заядлого охотника.

Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель только что купленного ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Каков же был его испуг, когда обнаружилось, что ружьё исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось продираться.

Как он мог выпустить из поля зрения свою драгоценность? По его собственным словам, дорвавшись наконец до исполнения заветнейшего своего желания, он “находился в каком-то самозабвении”.

До позднего вечера он пытался отыскать ружьё. Шарил по дну в тростниковых зарослях, совершенно выбился из сил, но все поиски были тщетны. Ружьё, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива.

Чиновник, возвратившись домой, лёг в постель и уже больше не встал: его схватила жестокая горячка (деталь, сохранённая в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё.

Эта история стала первой мыслью “Шинели”.

(По Е. Добину)

Задания

Вариант 1

1. Озаглавить текст, пересказать его кратко.

2. Рассказать об истории создания какого-либо известного вам произведения литературы.

Вариант 2

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: “Чем привлекла Гоголя история бедного чиновника?”