ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ - ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 3. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

(См. урок 5 по программе Л.А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 12 — работа с учебником-хрестоматией по литературе.

2. Упр. 13, 15 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (работа в парах).

3. Упр. 16 — комментированное письмо, выполнение заданий.

4. Упр. 17 — работа в группах (семь групп).

5. Упр. 18 — выразительное чтение, письменное выполнение с последующим обсуждением.

6. Упр. 19 — (1) — чтение, обсуждение заданий; (2) — самостоятельное выполнение; (3—7) — работа в группах с последующим обсуждением.

Домашнее задание

Упр. 14.

Урок 4. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи

(См. урок 8 по программе Л.А. Тростенцовой.)

Дополнения

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр. 20, 21 — обсуждение заданий, запись предложений с последующей проверкой.

2. Упр. 23, 24 — обсуждение заданий, запись примеров с последующей проверкой.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 22 — комментированное письмо, обсуждение заданий.

2. Упр. 25, 26 — самостоятельное выполнение (вариант 1 — нечётные предложения, вариант 2 — чётные) с последующей взаимопроверкой, обсуждение и выполнение дополнительных заданий.

3. Упр. 27 — самостоятельное выполнение.

Домашнее задание

Упр. 28, 29.

Уроки 5, 6. Употребление дефиса. Слитное, дефисное (полуслитное) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы; учить применять алгоритм слитного, дефисного, раздельного написания наречий; закреплять навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умения применять правило написания разных частей речи через дефис, различать части речи.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 28 — проверка по цепочке, обсуждение вопросов и заданий.

2. Упр. 29 — чтение и обсуждение предложений.

III. Работа по теме урока

1. Объяснительный диктант

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, по-прежнему, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, по-дружески, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, чёрно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, во-первых, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

2. Повторение правил дефисного написания слов

— Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в существительных, прилагательных, местоимениях, наречиях.)

— В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если же сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

— В каком случае ставится дефис в неопределённых местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 30, 31 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

2. Упр. 32 — комментированное письмо, обсуждение дополнительных вопросов и заданий.

V. Подведение итогов урока

— В каких случаях между частями слова пишется дефис?

Домашнее задание

Упр. 33.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 33 — проверка по цепочке, обсуждение заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам

— В чём отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)

— Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

— От каких частей речи образуются наречия с приставкой в- (во-), которая пишется через дефис? (От числительных: во-первых.)

— Как пишутся неопределённые наречия? (Как и неопределённые местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)

— Какие ещё наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: давным-давно, волей-неволей, чуть-чуть, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь.)

— В текстах каких стилей могут быть использованы слова из предыдущего примера? (Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)

2. Объяснительный диктант

По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.

IV. Закрепление изученного материала

1. Наблюдения за употреблением наречий с дефисом в текстах разных стилей

(Работа в группах. Представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют принадлежность текста к определённому стилю, записывают наречия в два столбика: с дефисом и без дефиса.)

1) — Привет, ты меня не узнаёшь?

— Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

— Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

— То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

— А ты куда идёшь?

— Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

2) По вопросу о видовой соотнесённости глаголов и способу показа её в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно. (Научный стиль.)

3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: “Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить”. (Художественный стиль.)

4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по-разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во-вторых, с помощью цвета. (Официально-деловой стиль.)

5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работников бюджетной сферы на 37,5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам. (Публицистический стиль.)

Комментарии

Наречия, встретившиеся в текстах.

С дефисом

Без дефиса

где-то

теперь

по-моему

недавно

едва-едва

бок о бок

кое-куда

куда

по-разному

односторонне

давным-давно

неполно

как-то раз

сверху

по-разному

снизу

во-первых

по бокам

во-вторых

также

почему-то

изначально

неоднократно

потом

2. Обобщение: слитное, дефисное и раздельное написание наречий

Слитно

Раздельно

1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, натрое

1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными: по одному, по двое, на троих

2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий: доныне, напротив, насквозь, позавчера

2. Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласного: в охапку, в упор, до упаду

3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных: вплотную, вкрутую, зачастую

3. Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласного: в открытую, в общем

4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов: вначале, вверх, налицо

4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами: сходу, слёту, за границей, за границу, подмышками, из-под мышки

5. Наречия в сравнительной степени: получше, покрасивее

5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами: в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз

3. Сопоставление наречий с дефисом и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1) В начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай.

2) Корни дерева уходят в глубь земли.

Мы шли всё дальше вглубь.

3) В крутую гору нелегко подняться.

На завтрак ели яйца вкрутую.

4) По-другому думаю

Иду по другому пути.

5) По-прежнему верю.

Судя по прежнему высказыванию...

6) В-третьих, сказал...

В третьих примерах каждой группы...

7) Сделал по-вашему.

По вашему лицу вижу.

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале (чего?) четверти, в глубь (чего?) земли) или сама зависит от другого слова (в гору (какую?) крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

4. Работа по учебнику

(Упр. 35 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.)

V. Подведение итогов урока

— Как отличить наречия от сходных с ними по звучанию сочетаний именных частей речи с предлогами?

Домашнее задание

1. Упр. 34.

2. Подготовиться к тесту.

Урок 7. Тест по теме “Обобщение повторения”

Цели: проверить знания, умения и навыки, полученные в 5—7 классах; учить применять теоретический материал на практике.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Тест

(См.: КИМы, тест 6.)

III. Подведение итогов урока

— Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Уроки 8, 9. Контрольный диктант по теме “Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах” и его анализ

(См. уроки 9, 10 по программе Л.А. Тростенцовой.)

2. Упр. 9, 10, 11 (3).