СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 3 - СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 3 - СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; 2) определять смысловые отношения в сложносочиненных предложениях между его частями; 3) расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.


I. Проверка домашнего задания.

1. Один из учеников заполняет таблицу «Сочинительные союзы» (см. домашнее задание в уроке № 10).

2. Проверка выполнения упр. 64 (ч. I) по цепочке.


II. Анализ предложений упр. 59.

Делается вывод: от значения союза зависит смысл отношений между частями сложносочиненного предложения.


III. Закрепление материала.

1. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания, определения смысловых отношений между частями сложного (с соединительными и разделительными союзами).

1) Маячат далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. (И. Соколов-Микитов.) 2) Белка песенки поет да орешки все грызет. (А. Пушкин.) 3) Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились. (А. Чехов.) 4) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природа. (В. Вересаев.) 5) В тишине обидчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей. (Г. Федосеев.) 6) Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше. (Г. Федосеев.) 7) Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу. 8) То засыплет февраль-шалун снегом избушки на краю леса, то вдруг построит он посреди дороги огромный снежный холм. 9) По утрам отправлялись на рыбалку, или после обеда он вместе с отцом шел в ближайший лес.

2. Упр. 65.


IV. Тест по теме «Сложносочиненные предложения»1.

I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А. Б. В. Г.

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме: [неопределенно-личное], и [безличное]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

A. одновременность явлений

Б. последовательность

B. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.


II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

B. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. Б. В. Г.

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А. Б. В. Г.

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А. Б. В. Г.

4. Строение какого предложения соответствует схеме: [определенно-личное], и [двусоставное]?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

A. одновременность действий Б. последовательность

B. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.


Домашнее задание: упр. 66, 71; подготовка к контрольному словарному диктанту (повторить слова из ученического словаря VIII класса).

Индивидуальное задание: некоторые исследователи творчества И. Бунина утверждают, что в его пейзажных лирических произведениях преобладают двусоставные предложения. Ознакомьтесь с 4—5 стихотворениями поэта, выполните упр. 64 (ч. II). Согласны ли вы с таким утверждением?


1 Работа может быть проведена и на последующих уроках.