Двоеточие в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2—3 творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Прочитайте предложения, объясните употребление в них запятой и точки с запятой. Скажите, каким общим смыслом объединены простые предложения в составе данных бессоюзных сложных. Составьте схемы предложений.

1) Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок (М. Горький). 2) Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою (И. Тургенев).


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Для бессоюзных предложений, в которых вторая часть поясняет первую в каком-либо отношении (указывает на причину того, о чём говорится в первом, раскрывает его содержание, содержит пояснение изъяснительного характера), характерна особая изъяснительная интонация: в конце первой части голос с резким напряжением понижается, перед второй частью делается пауза, предупреждающая, что дальше будет дано разъяснение. В этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие.


IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом (карточки разложены на каждой парте)

а) Запишите предложения. Выделите в них грамматические основы и докажите, что эти предложения сложные. В каждом бессоюзном сложном предложении укажите части, определите смысловые отношения между ними.

1) Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький). 2) Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг (А. Толстой). 3) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни (И. Палачев).

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины.

б) Запишите предложения, определите значения между частями. Устно замените бессоюзные сложные предложения сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.

1) Помни: все хорошее на земле от человека (М. Горький). 2) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе пролетает клин журавлей. 3) Я знаю: книга — лучший советчик и друг. 4) Мне было очень интересно: я впервые увидел дельфина-акробата.

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях со значением пояснения, изъяснения.


2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника


3. Коллективная работа над составлением схем


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (интонация пояснения)


Схема правила

«Проверочные» союзы и слова

1) [ ] : [причина]

потому что, так как

2) [ ] : [пояснение]

а именно

3) [ ] : [дополнение]

что, как


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Прочитайте. По какому принципу сгруппированы данные предложения? Предложения какой группы нельзя заменить союзными?

а) 1) В страду одна забота: не стала бы работа. 2) 9 мая 1945 года. В этот день по всей стране пронеслась весть: война окончена.

б) 1) Герой никогда не умрет: он вечно в народе живет. 2) Осенью журавли улетают на юг: у нас им холодно. 3) Скворцы — желанные гости леса: много вредных насекомых переловят они за лето.

в) 1) Трудно уловить лесные шорохи: треснет ствол, отломится и упадет на землю ветка, заденет крылом колючую ель желтоглазый филин, взлетит на вершину и тревожно гукнет в серую мглу (В. Песков). 2) Собираясь в школу, школьник должен тщательно проверить портфель: все ли в порядке, не забыты ли учебники, тетради, положены ли ручки и карандаш.

2. Практическая работа

Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания (двоеточия, запятые, кавычки и др.). Устно объясните употребление того или иного знака.

1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют (Н. Некрасов). 2) Я мог заметить что она понемногу приходила в волнение её губы подёргивало бледные её щеки слабо заалелись (И. Тургенев). 3) Что-то зачернело впереди на дне узкой ложбины то был Пегас (И. Тургенев). 4) Полюбуйся весна наступает журавли караваном летят в ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят (И. Никитин). 5) Весь луг пестрел цветами желтыми лютиками синими колокольчиками белой ромашкой. 6) Везде были видны работающие люди и на полях и на лугах и в садах. 7) Коновалов спросил меня ты читать умеешь (М. Горький). 8) Тренер сказал ребята завтра все должны явиться на тренировку через неделю начнутся межрайонные соревнования по легкой атлетике. 9) Мы не могли двигаться дальше горная речка так разлилась что затопила все дороги и тропинки.

3. Конструирование предложений

Образуйте сложные бессоюзные предложения с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

Галя не пришла на занятия...

Вся площадка перед школой пестреет цветами...

Я взглянул на реку и увидел...

Разведчик приложил ухо к земле и услышал...

Собака громко залаяла...

4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?

• Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

• С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выписать из произведений художественной литературы 4-5 бессоюзных сложных предложений со значениями пояснения, причины.