Итоговая контрольная работа - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговая контрольная работа - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: совершенствование, систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся, сформированных в процессе изучения и усвоения курса русского языка в 5-9 классах.

Оборудование: контрольные задания (4 варианта).

Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Выполнение контрольных заданий

I вариант

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

СЕВ..РНЫЙ ЛЕС

Я люблю сев..рный лес за строгую крас..ту его де..ственных линий за барх..тную зел..нь красавиц пихт за торжественную тиш..ну которая вс..гда царит в нем.

Особ..нно хорошо в сам..м густом ельник.. где(нибу..ь) на дне глубокого лога. (Не, ни) привычному чел..веку т..жело в таком лесу где м..хнатые ветви образуют над г..л..вой спл..шной свод а скво..ь него тольк.. (кое) где прогляд..вают клоч..я г..лубого неба.

Между др..весными ств..лами обросш..ми сер..м мхом и узорчатыми лишаями царит вечный п..лумрак. Свесивш..еся лапчатые ветви елей и пихт кажутся какими(то) гиган..скими руками которые точно наро..но выт..нулись чтобы схватить вас за лицо пощ..котать шею и оставить ле..кую царапину на пам..ть.

Мя..кий ж..лт..ватый мох скрад..вает малейш..й звук и вы точно идете по к..вру в котором мя..ко тонут ноги. Гр..мадные пап..р..тники которые т..порщатся св..ими перистыми лист..ями в разные стор..ны (пре, при)дают картин.. леса (сказ..чно)фанта- стический характер.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Задания

• Произведите фонетический разбор слов всегда, ельнике.

• Подберите синонимы к словам красавица, громадный.

• От каких слов и каким способом образованы слова торжественный, кое-где?

• Разберите как части речи слова только, свесившиеся.

• Найдите в тексте причастный оборот.

• Найдите в тексте придаточные предложения, охарактеризуйте их.


II вариант

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

ОНИ УЧИЛИСЬ НЕ ПО КНИГАМ

Путники пр..ходят через п..л..тно ж..лезной д..роги и (за) тем спустивш..сь с насып.. идут к р..ке. Идут они (не, ни) за делом а куда глаза гл..дят и всю д..рогу разговаривают.

Терентий отв..чает на все в..просы и нет на белом свет.. той тайны к..торая могла(бы) п..ставить его (в)тупик. Он знает все. Так он знает названия всех п..л..вых трав ж..вотных и камней. Он зна..т какими травами леч..т б..лезни (не, ни) затруднится узнать сколько лош..д.. или к..ров.. лет. Глядя на заход солнца на луну на птиц он мож..т сказать какая завтра буд..т п..года. Учились такие люди маст..ра на все руки (не, ни) по книгам а в пол.. в л..су на б..р..гу р..ки. Учили их птиц.. когда пели им песни сол..це к..гда зах..дя ост..вляло посл.. с..бя б..гровую з..рю д..рев..я и травы.

(По А. Чехову)

Задания

• Найдите в словах лечат, птиц, заходя глухие согласные звуки, которые не имеют парных звонких.

• Выпишите из текста фразеологизмы. Что они обозначают? Там, где это возможно, замените их синонимичными словами. Какими членами предложения являются выделенные вами фразеологизмы?

• У данных существительных, прилагательных и глаголов выделите окончания. Что они обозначают? Полевых, знает, травами, оставляло, багровую, зарю.

• От глаголов поставить и учиться образуйте все возможные причастия и деепричастия.

• Найдите в тексте обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

• Составьте схему предложения «Учили их птицы...». Охарактеризуйте структуру этого предложения.


III вариант

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

НА ПРИРОДЕ

Иногда мы шли далеко в луга, за реку, где были маленькие озера, изобиловавшие мелкой рыбой, зашедшей во время половодья. В кустах на берегу одного из таких озер, мы зажигали костер, который был нам нужен лишь (по)тому, что увеличивал красоту обстановки, и читали книгу или беседовали о жизни.

Мы ложились на спину и смотрели в голубую бездну над нами. (С)начала мы слышали и шелест листвы (во)круг и всплески воды в озере чувствовали под собою землю. (По)том постепенно голубое небо притягивало нас к себе, ми утрачивали чувство бытия и, как(бы) отрываясь от земли, точно плавали в пустыне небес, находясь в полудремотном состоянии не разрушая его ни словом ни движением.

Так лежали ми по (не)сколько часов (к)ряду и возвращались к работе духовно и телесно обновленные и освеженные.

(По М. Горькому)

Задания

• Приведите из текста 3-4 примера слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните эти расхождения.

• Найдите в тексте слова, имеющие книжную окраску.

• Сделайте морфологический разбор трех прилагательных: маленькие (озера), в полудремотном созерцательном (состоянии). Разберите их по составу.

• Найдите в тексте союзы и союзные слова. Что они связывают?

• Найдите в тексте словосочетания с трема способами подчинительной связи слов: согласованием, управлением и примыканием.

• Составьте схему второго сложного предложения (В кустах.) и охарактеризуйте его.


IV вариант

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

ТИШ..НА

Все небо было исп..щр..но звездами таинстве..о струилось с выш..ны их г..лубокое мягкое м..рцание они казалось с тихим вн..манием гл..дели на далекую землю. Малые тонкие обл..ка изр..дк.. нал..тая на луну пр..вр..щали на мгн..вение ее сп..койное с..яние в (не, ни) ясный но светлый туман.

Все др..мало. Воздух весь теплый весь п..хучий даже (не, ни) к..лыхался он только изр..дк.. др..жал как др..ж..т в..да возмуще..ая падением ветки. Какая(то) жажда чу..ств..валась в нем какое(то) мление.

Я нагнулся чер..з пл..тень п..р..до мной красивый п..л..вой мак подн..мал из заглохш..й травы свой пр..мой ст..б..лек большая круглая капля р..сы бл..стела темным блеском на дне раскрытого цв..тка. Все др..мало все неж..лось в..круг все как буд(то) гл..дело (в)верх выт..нувш..сь (не, ни) ш..в..лясь и выж..дая. Чего ждала эта теплая эта (не, ни) заснувшая ноч..?

Звука ждала она ж..вого гол..са ждала эта ч..ткая тиш..на но все м..лчало.

(По И. Тургеневу)

Задания

• Что обозначают буквы е, ё, ю, я в следующих словах: мягкое, землю, далекую?

• Что обозначают в данном тексте слова звезда и земля? Какие еще значение этих слов вам известны?

• К слову таинственно подберите однокоренные слова, выделите в них корень.

• Образуйте степени сравнения прилагательных: теплый, тонкий, мягкий.

• «Все небо было испещрено звездами». Найдите в данном предложении главные члены. Чем они выражены? Назовите вид сказуемого.

• Найдите в данном тексте бессоюзные сложные предложения, охарактеризуйте их.