Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: научить различать союзы и союзные слова, омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; формировать умение грамотно расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка Словарный диктант

(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях. Учитель проверяет выполнение сразу после диктанта, учащиеся по очереди комментируют правописание каждого слова.)

Участник, инициатива, конспектировать, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, колорит, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, режиссёр, безыдейный, мировоззрение, колосс, парламентский, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

Грамматическое задание

Вариант 1: выделить слова с приставками;

Вариант 2: подчеркнуть слова, в которых есть непроизносимые согласные.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 91 — обсуждение вопросов и заданий; чтение и обсуждение эссе.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 61, 63, 64-65).)

2. Слово учителя

Один из трудных вопросов, касающихся сложноподчинённых предложений, — как отличить подчинительные союзы от союзных слов и какое значение имеет это отличие.

В качестве союзных слов, связывающих придаточное предложение с главным, выступают относительные местоимения (кто, что, который, чей, сколько) и относительные наречия (где, когда, куда, откуда, отчего, как и т. п.). Сомнения возникают, когда в предложении встречается союзное слово, совпадающее с подчинительным союзом, омонимичное ему: что, когда, как. Вне контекста понять различие невозможно. Рассуждаем так.

Союзные слова являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить значимым словом.

Сравним (предложения запишем на доске и в тетрадях):

1) Все понимают, что сейчас решается судьба страны.

В данном случае что — подчинительный союз: он не является членом предложения, а играет служебную роль; к нему нельзя поставить вопрос, нельзя заменить его значимым словом; наконец, его можно опустить без потери смысла предложения (Все понимают: сейчас решается судьба страны.).

2) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А. Ахматова “Мужество”)

Что в обоих придаточных предложениях — союзное слово, так как является членом предложения (в данном случае подлежащим), отвечает на вопрос что? Первое что можно заменить, к примеру, словом судьба, второе — словом трагедия.

Кроме того, союзное слово логически, интонационно выделяется, а служебное слово — союз (в первом примере) — произносится бегло, как бы смазанно.

Обратим внимание, что между двумя придаточными предложениями запятая не стоит.

— Почему?

(Причина отсутствия запятой — общее главное предложение Мы знаем, а два придаточных рассматриваются как однородные члены.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 93 — комментированное письмо.

2. Упр. 97 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 61).

— Составьте с ними предложения.

— Запишите в орфоэпический словарик слова из рамок (с. 61,65).

— Составьте с ними словосочетания.

3. Предупредительный диктант

Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше,

Когда дворники маячат у ворот.

Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик

В руки палочки кленовые берёт.

Б. Окуджава

V. Подведение итогов урока

— Как отличить союзы от союзных слов?

— В чём особенность употребления составных союзов в сложноподчинённом предложении?

Домашнее задание

1. § 20.

2. Упр. 96, 95 (устно).