загрузка...

Диктанты по русскому языку 5 класс (к учебнику Т. А. Ладыженской) - 2015 год

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ДИКТАНТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЕМ

Однородные члены

Запишите под диктовку, выполните задания.

1. Весною пахнет земля. Надуваются у деревьев и кустарников смолистые почки.

Уже прилетели грачи. Распевают песни, греются на солнышке весёлые скворцы. Вместе с полой водой покажутся косяки перелётных птиц. От тёплого юга до моря будут слышны их весёлые голоса.

Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы.

Высоко в небе пролетают прекрасные лебеди. На реках и озёрах отдыхают и кормятся дикие утки. Выйди на берег реки, послушай жаворонка! Чуткое ухо услышит свист крыльев и далёкие птичьи голоса.

(По И. Соколову-Микитову, 80 слов)

Задание

1. Подчеркните грамматическую основу в указанных предложениях:

1-й вариант—второе предложение;

2-й вариант — четвёртое предложение.

2. Из указанных предложений выпишите все словосочетания, разберите их.

3. Подчеркните побудительное предложение.

4. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

2.

Ива

По берегам лесных рек, по ручьям и старым канавам растёт зелёная ива. Растёт ива на огородах, в садах и у проезжих дорог.

Ранней весной цветёт нежная ива, отражается в весенней воде жёлтыми пуховиками. Пчёлы вьются над ивами, они собирают золотистую пыльцу.

В ивовых кустах весною обычно живут и поют соловьи. Корни ив защищают от размыва вешней водою плотины. Ветер играет их лёгкой листвою, обнажает серебристую изнанку ивовых листьев. И под кустами ивы, и на берегах рек сидят обычно с удочками рыболовы.

(По И. Соколову-Микитову, 81 слово)

Задание

1. Подчеркните грамматическую основу в указанных предложениях:

1-й вариант — 1 -е предложение;

2-й вариант — 2-е предложение.

2. Выпишите из текста словосочетания:

1-й вариант — 3 именных;

2-й вариант — 3 глагольных.

3. Подчеркните слова в переносном значении.

4. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

3. Наступает зима. Однажды вечером пошёл снег, и всё вокруг побелело: и набережная, и лодочка у берега, и крыши домов. Только вода в заливе остаётся чёрной и тревожной.

Рыбаки готовятся к ловле. Чистятся рыбачьи сапоги, ремонтируются плащи, штаны, штопаются белые паруса.

И вот лодки отплывают от берега. Как хорош момент отплывания! Падает парус и вдруг быстро надувается в сизом воздухе. Лодка наклоняется и плавно выносится в море. Вода шипит и пенится, а на берегу сидит рыбак и улыбается. На корме хранится запас хлеба, десяток рыбёшек и бочка с водой.

(По А. Куприну, 88 слов)

Задание

1. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

2. Подчеркните нераспространённое предложение.

3. Подчеркните восклицательное предложение.

4. Подчеркните слова в переносном значении.

4. Мы были в отчаянии. Этот кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он разрыл банку с червями. Сбежались куры и склевали весь запас.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Вскоре мы выследили рыжего кота. Кот попался этим вечером. Он украл кусок колбасы и полез с ним на берёзку. Мы начали трясти берёзу, и кот уронил колбасу. С жутким воем он сорвался с берёзы, подскочил и умчался под дом в узкий лаз и стал выть. Но вот Лёнька взял леску, привязал к ней за хвост рыбу и закинул в лаз.

(По К. Паустовскому, 97 слов)

Задание

1. Найдите предложение с однородными членами при обобщающем слове, составьте его схему.

2. Подчеркните грамматическую основу в предложении:

1-й вариант — предпоследнее предложение;

2-й вариант — последнее предложение.

3. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены во втором абзаце текста.

5.

Пришла весна

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Стало ярче всё: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. В садах набухли почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и шептали свою весеннюю песню. И лес, и сад пахнут зеленью, землёй. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. Уже зазвенела короткая, но нежная и радостная песня малиновки. Свистит, переливается молодой лес.

(По Л. Толстому, 69 слов)

Задание

1. Составьте схему предложения с однородными членами при обобщающем слове.

2. Произведите синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам):

1-й вариант — пятое предложение;

2-й вариант — предпоследнее предложение.

3. Из второго предложения выпишите словосочетания, укажите способ подчинительной связи.

4. Приведите примеры олицетворения.

Простые и сложные предложения

Подчеркните грамматические основы сложных предложений, составьте их схемы.

1. Мы ехали довольно долго. Вскоре лошадь остановилась у калитки. Калитка заскрипела, дружно залаяли собаки. Я поднял голову и увидел избушку, из одного окошечка тускло светил огонёк. Лесник довёл лошадь до крыльца и застучал в дверь. Из-за двери раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрипел, и девочка в рубашке показалась на пороге. Она взглянула на меня и пошла в избу.

Изба лесника состояла из одной комнаты. На стене висел тулуп, на лавке лежало ружьё, а в углу валялась груда тряпок. На столе горела свеча, она печально вспыхивала и гасла. Девочка погасила фонарь, села на крошечную скамейку. (По И. Тургеневу, 97 слов)

2. Однажды в деревне сгорел дом. Приехали пожарные и спасли дом. Но к ним выбежала женщина, она плакала и указывала рукой на дом. В доме осталась девочка. Пожарные послали в этот дом собаку по кличке Боб, и он побежал по лестнице. Вскоре он принёс девочку, а пожарные осмотрели собаку. Она не пострадала. Но Боб рвался в дом, и пожарные решили его отпустить. Собака побежала и быстро вернулась. В зубах у неё была кукла. Все засмеялись, а собака положила куклу на землю. (По Л. Толстому, 80 слов)

3.                          

Русалка

Сестрица с братцем играли у колодца и вдруг свалились в него. А в колодце жила русалка, она забрала к себе детей и заставила их работать. Девочке для пряжи она дала плохой лён и приказала носить воду в бочку без дна. А мальчику велела рубить дерево тупым топором. Русалка плохо кормила детей, и однажды дети убежали. Русалка погналась за ними, д девочка бросила щётку, и из этой щётки выросла щетинистая гора. Но русалка перебралась через эту гору. Тогда девочка бросила зеркало, и из этого зеркала выросла зеркальная гора. Не смогла русалка перелезть через неё. (По сказке братьев Гримм, 93 слова)





загрузка...
загрузка...