загрузка...

Диктанты по русскому языку 5 класс (к учебнику Т. А. Ладыженской) - 2015 год

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Безударная гласная в корне слова

Запишите под диктовку, в словах с безударной гласной обозначьте корни, подберите проверочные слова.

1. В болоте вывелись дикие утята. Мать повела их к озеру по узкой тропе. Я заметил их, спрятался за дерево, и утята побежали к моим ногам. Я взял их на воспитание.

Подержал я утят у себя, и вскоре они стали серыми. Мы подрезали им крылья. Жили утята у нас вместе с домашними птицами.

Весной устроили мы своим дикарям гнёзда. Вскоре родились в гнезде утята.

(По М. Пришвину, 63 слова)

2. Я сидел на берегу лесного озера. Вокруг озера росло много чудесных деревьев. От ветки к ветке перелетали весёлые птицы. Их тени скользили по тёмной поверхности.

Вот листок срывается с дерева, цепляется за сучки, падает в воду. Потом он бежит по воде. Этот листок похож на корабль. А со дна слабо светятся зелёные растения.

Я мог часами сидеть у воды. За озером на горизонте видны широкие поля, голубеют деревеньки, леса, чащи.

Я любовался этой красотой. Меня охватывала радость. Я видел, что мир широк, огромен и прекрасен.

(По М. Пришвину, 85 слов)

3. Маленькая Маша хотела быстро вырасти. Всё она попробовала. В маминых туфлях ходила, в капоте бабушки сидела, причёску делала, бусы примерялачасы на руку надевала. Но все только смеялись над ней. Однажды Маша решила пол подмести. Да так подмела, что даже мама удивилась. А когда Маша вымыла посуду да вытерла её хорошо, то и отец удивился. Теперь все Машу зовут большой.

(По Е. Пермяку, 60 слов)

4.

Лиса и кувшин

К одному мужику стала ходить лиса. Она воровала у него кур. Мужик повесил на верёвке кувшин, а ветер в кувшин дует. Пришла лиса, увидела кувшин, схватила его и надела себе на шею. Решила она кувшин утопить и понесла его в прорубь. Стала лиса его топить. Кувшин захлебнулся в водепотянул лису за собой и утопил.

(Русская народная сказка, 55 слов)

5. Однажды пастухи поймали лисёнка и принесли его к нам. Мы посадили зверька в сарай. Лисёнок был маленький. Он забился в далёкий угол сарая и озирался по сторонам. Мы гладили его, но он даже не кусался, а только дрожал. Мама налила ему молока. Мы решили, что лисёнка надо оставить в покое. Пусть оглядится, освоится на новом местечке.

(По Г. Скребицкому, 57 слов)

Правописание согласных в корне слова

Запишите под диктовку, найдите слова, в которых есть проверяемые, непроверяемые и непроизносимые согласные, объясните их правописание.

1. С шести лет я испытывал ужасное одиночество. Сестре Соне было четыре года. Я любил её страстно, и она платила мне любовью. Я часто ловил её чудесный взгляд, любовался прекрасными волосами. Но когда я начинал играть с ней, старушка нянька быстро хватала мою Соню и уносила её по широкой лестнице в свою узкую каморку. Она напоминала мне наседку, себя я сравнивал с опасным коршуном.

Я часто просыпался ночью со счастливой улыбкой, моё сердце переполняла любовь к сестре.

(По В. Короленко, 76 слов)

2. По широкой аллее папа везёт салазки. А в них сидит одетый в тулуп пассажир. Это Даня. Он глядит на дорожку и холодное солнцеСнег сверкает.

Сегодня будет Новый год. Мама так сильно прижала к себе Даню, что у него хрустнула косточка. Дома она его не отпускала. Хорошо дома! Половики настланы, кот спит, спрятал когти, лапы вытянул. Печка топится и трещит, а Даня сидит у печки и ест пирожки.

(По В. Белову, 68 слов)

3. Пёс Мурзик залез в резиновую лодку и стал грызть пробку. Вскоре он её разгрыз. И тогда случилась страшная вещь. Густая струя воздуха вырвалась из клапана, ударила в мордочку Мурзику и подбросила его. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в крапиву. А лодка свистнула, зарычала, и бока её затряслись и похудели на глазах. Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а рыжий кот промчался через сад, выбежал на аллею, взлетел по лестнице и прыгнул на берёзку.

(По К. Паустовскому, 73 слова)

Правописание мягкого знака после шипящих

Запишите под диктовку, объясните правописание мягкого знака после шипящей.

1. Тёмный лес хорош в солнечный день. Идёшь по нему, любуешься красотой и слушаешь разные звуки. Вот сыч закричал, с ветки на ветку вспорхнула сойка. Из-за туч показался солнечный луч и пробежал по вершинам деревьев. Ты идёшь мимо рощ и спускаешься к озеру. Там густые кусты дикого шиповника, а на берегу растёт густой камыш. И кругом такая глушь! (57 слов)

2. Летом мы уехали в деревню. В деревне было много дач. Мой товарищ пригласил меня на озеро. Там у него был шалаш, удочки. И вот мы идём к озеру. Идёшь по тропке и любуешься окрестностями. На фоне чащ белеют облака, а полчища туч проносятся мимо. Воздух там свеж и пахуч. А какая тишь! Рыбы ловилось много. Ушли с озера мы уже почти в полночь. (63 слова)

3. Ты оказываешься в лесу. Кругом тишь да глушь. А воздух свеж и пахуч. Ты идёшь по тропинке вдоль рощ и доходишь до болота. Вот ты видишь большой кустарник. Он колюч и опасен. А там дальше растёт густой камыш. На небе нет туч. Светит яркое солнце, но вдруг тебя охватывает дрожь. Это подул ветерок. Здесь в тиши ты чувствуешь важность этого удивительного мира. Ты забываешь фальшьложь и предательство. (68 слов)

Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах

Запишите под диктовку, объясните написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1. Иногда журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, и начинаются у них танцы. Они кружатсявертятся, прыгают. А у хищных птиц игры и танцы случаются в воздухе. Отличаются этим соколы. Они начинают подниматься под облака и там показывают чудеса. Вот они сложили крылья и камнем летят к земле, а то вдруг примутся крутиться. Они похожи на небесных клоунов, когда кувыркаются, плещут крыльями. (По В. Бианки, 63 слова)

2. 1) Пчела трудится — для Бога свеча пригодится. 2) Всякий дом хозяином славится. 3) Без труда ничего не даётся. 4) Была бы охота, а выучиться можно. 5) Была бы охота, а работа найдётся. 6) Лень лени за ложку взяться. 7) Полениться — и хлеба лишиться. 8) Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

* Отметьте пословицы о труде.

3. В декабре рано смеркается в хвойном лесу. Небо закрывается тучами, становится лиловым, свисает и торопит спасаться. Скоро в лесу начнётся свой порядок.

Мы решили отправиться домой по своей дорожке и увидели заячий след. У зайцев наш день считается ночью. А ночью они трудятся. (43 слова)

4. Я брожу в берёзовом перелеске. Всё кругом купаетсяплещется в золотых волнах тепла и света. Надо мною начинают колыхаться ветви деревьев. Листья на них кажутся изумрудными, золотыми. А над берёзами струятся синеватые тени. Солнце находится в небе, а лучи его стелются и по земле. И от этого становится хорошо, хочется смеятьсярезвитьсяудивляться.

(По Г. Скребицкому, 53 слова)

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Запишите под диктовку, объясните написание разделительных Ь и Ъ знаков.

1. Сугробы поднимались двухъярусными рядами и были покрыты птичьими следами. Въезд в лес перекрыт. Только безумный мог войти туда. Но ночью здесь пробегал трусливый зайчишка в поисках съедобных кореньевВьются его следы около осинок и ёлок. Возле них снег взъерошен. Дальше подъём становится крутым и опасным. Здесь должно быть зимовье лесника. (50 слов)

2. На озеро я шёл мимо карьера, затем через бурьянПодъехать к озеру трудно, а можно только пройти через вьющийся кустарник. В озеро впадают ручьи, и вода в нём чистая и холодная. На берегу озера много рачьих нор. Я ловлю их ощупью. Горка раков вскоре увеличивается в объёме. Сварю их в кастрюле и буду объедаться. (54 слова)

3. Низкое солнце бьёт в глаза. Кусты дикой маслины дрожат над пропастью. Там растёт вьющийся кустарник, там заросли бурьяна.

Мальчик одолел подъём, а потом спустился вниз. Внизу была крутая дорожка. Петя любил бегать по ней босиком. До первого поворота он боролся с силой земного притяжения, а потом съехал со скользкой дорожки. Петя хватался за серые нити кореньев, скользил и падал. Из-под каблуков сыпалась глина.

(По В. Катаеву, 63 слова)

4. Кот по кличке Степан любил по утрам обходить сад, гонять со старых вьющихся кустов воробьёв и точить когти о скамью. В жизни Степана были интересные необъяснимые случаи. Однажды он украл и съел рыбёшку. Но больше всего кот не любил таксу по кличке Фунтик. Этой таксе Степан объявил войну.

(По К. Паустовскому, 48 слов)

Правописание Е—И в окончаниях имён существительных

Запишите под диктовку, объясните написание Е—И в окончаниях имён существительных, обозначьте падеж и склонение этих слов.

1. Командир батареи сидел на маленькой площадке. Площадка находилась на вершине ели. До площадки нужно было добраться по узкой лестнице. Утро было холодное, деревья были в инее, иней лежал на поверхности земли и долго не таял. Он испарялся в сыром воздухе. Деревья на опушке не шевелились, но верхушка ели качалась. При каждом дуновении ветра деревья в лесу дрожали, и жёлтые листья начинали сыпаться. Они кружились и колыхались в чистом воздухе.

(По В. Катаеву, 69 слов)

2. На опушке стоял лось. Он напряг мускулы, вышел к поляне и стал слушать. Эхо застряло в гуще зелёной хвои, потом оно стало перелетать с ветки на ветку и вдруг оборвалось в ожидании. Властная тишина овладела лесом. На опушке остановился медведь, понюхал следы лося и направился в сторону деревни.

(По Б. Полевому, 48 слов)

3. Зимой я возвращался с охоты. Я шёл по снежной дороге. На краю деревеньки стояла школа. Из школы выбежали ребята. Шумной толпой они шли вдоль деревенской улицы. На середине деревни у площади ребята остановились. С ёлки на ёлку прыгали вороны, а на берёзе сидели скворцы. Вдруг с вершины берёзы стала спускаться ворона. Она прыгала с ветки на ветку и вдруг села на плечо мальчику. Все были в недоумении и с удивлением смотрели на смелую птицу. (73 слова)

4. Стоял конец сентября. Мы ночевали в палатке. На рассвете потолок палатки провисал над головой и хрустел. Полотнища палатки были в инее. Мы выползали из палатки и разводили костёр. Всё вокруг было в морозной пыли.

(По К Паустовскому, 34 слова)

Правописание окончаний имён прилагательных

Запишите под диктовку, обозначьте окончания прилагательных.

1. По бирюзовому небосклону поднимается солнце. Оно жгучее и ослепительное. Своими лучами солнце заливает радостным блеском холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль. Над могучими синими волнами висит солнце. Иногда сверкает на солнце летучая рыбка, показывает свою чёрную спину кит.

(По К. Станюковичу, 43 слова)

2. В детстве я полюбил зелёные липы. Широкую липовую аллею посадил давно крепостник помещик. Мы любили играть под высокими липами. В зелёных вершинах лип пели птицы, свистели весёлые скворцы. В ясные дни с дерева на дерево перелетали золотистые иволги, в голубых дуплах старых лип гнездились сычи.

Летом золотистыми цветами зацветали липы, сладким медовым духом наполнялся лес. Пчёлы гудели над цветущими вершинами. Широким ковром стелились под липами красивые цветы, а на высоких стебельках летний ветерок колыхал лиловые колокольчики.

(По И. Соколову-Микитову, 76 слов)

3. Празднично в студёном лесу. В эту зимнюю пору здесь приятно прогуляться. На снежных дорожках лежат яркие пятна света. В ясные дни можно услышать бормотанье косачей. В морозном воздухе далеко слышатся гулкие голоса. В сказочном лесу тишь. Но вот пискнула лесная мышь, пробежала по глубокому снегу и скрылась под инеем в сугробе. Ещё спят в тёплых берлогах барсуки и медведи. Ждём раннюю весну!

(По И. Соколову-Микитову, 62 слова)

Раздельное написание предлогов со словами

Запишите тексты под диктовку, подчеркните предлоги.

1. Солнце закатилось за горизонт. Я оглянулся. Птицы успокоились, сели в гнездо. Я велел собакам идти по дороге и побежал за ними. Осторожно я стал подходить к гнезду и остановился под деревом. Птицы так близко подпустили меня. Я подобрался к самому кустику и замер от удивления. За кустиком было пусто. Я провёл рукой по поверхности мха. Он был тёплый. Птицы поспешили спрятать яйца.

(По М. Пришвину, 62 слова)

2. Настала зима, и море замёрзло. У меня за печкой было ружьё. Я зарядил его и пошёл по берегу. На берегу жили дикие кролики. Я присел, заглянул в нору и увидел, что там в глубине светятся два глаза. Это кошки пришли из города, раскопали пошире кроличьи норы, выгнали кроликов и стали жить.

(По Е. Пермяку, 51 слово)

* Обозначьте в словах приставки.

3. Я стоял на палубе корабля. Надо мной светило яркое солнце, подо мной шумела волна. А на палубе царила тишина. Только матросы обменивались между собой замечаниями. Мне не хотелось вступать с ними в разговор. День обещал быть хорошим. О нём я мечтал вчера. Но вдруг в море показалось судно. Я стал на него смотреть. Это оказался баркас с рыбаками. Им нужна была помощь.

(По К. Станюковичу, 62 слова)

* Подчеркните местоимения, определите их падеж.

4. Хотел Жилин подняться, а на нём два татарина сидят, крутят ему руки. Рванулся он, скинул с себя татар. Но на него прыгнули ещё трое, начали бить по голове. Помутилось у него в глазах. Схватили его татары, сняли с сёдел ремни, закрутили ему руки за спину, завязали узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили. Оглянулся Жилин на свою лошадь. А она лежит на земле, бьёт ногами, до земли не достаёт.

(По Л. Толстому, 72 слова)





загрузка...
загрузка...