ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 3 - ГЛАГОЛ

Диктанты по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Урок 3 - ГЛАГОЛ

1.

Цветок

На пустыре не росла трава. Один ветер гулял по пустыне. Ветер носил семена и сеял их всюду. Они ложились в землю и прорастали. В чёрной земле рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

Но одно семечко проросло в камне. Так начал жить маленький росток. Он забирал капли дождя, поднимал вверх свои листья и прорастал. Ветер утихал возле цветка. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть с голоду. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

(По А. Платонову, 97 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор пятого предложения (В чёрной земле...).

2. Обозначьте в словах корни с чередующимися гласными.

3. Обозначьте род и число глаголов прошедшего времени.

2. Перед восходом солнца на маленькую полянку ложится мороз.

В полумраке рассвета приходят лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белоснежные холсты. Первые лучи солнца убирают холсты. И остаётся на белом тёмное место. Вскоре белое растёт, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинышки.

На светлом небе между золотистыми деревьями не поймёшь, что творится. Когда дует ветер, листья стайками уносятся, собираются мелкие птички и несутся в далёкие края.

Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает. У него даже в самых густых местах не остаётся листиков.

А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.

Листья падают, лёгкий шорох слышится везде.

(По М. Пришвину, 106 слов)

Задание

1. Подчеркните грамматическую основу в предложении Ветер — заботливый хозяин.

2. Обозначьте в словах корни с чередующимися гласными.

3. Произведите морфологический разбор глаголов растёт, (не) поймёшь.

3. Поезд приближается к станции. На путях виднелись цистерны. А дальше расположились домики с огородами, чёрная лента шоссе, появились корпуса завода.

Пассажиры стали собираться. Они снимали с полок мешки, чемоданы. Колёса стучали по стрелкам, затем потянулись цепочки товарных вагонов. Поезд остановился. Состав приняли на пятый путь, ребятам пришлось пробираться на перрон по тормозным площадкам, под вагонами.

Площадь перед вокзалом была большая. На площади был фонтан, а возле фонтана росли цветы. Они словно зажигались разноцветными огоньками и освещали всё вокруг. Дети озирались по сторонам. Их всё удивляло. В конце площади из-за домов появились два тёмных вагона. Ребята отправились туда.

(По Н. Сластникову, 97 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца (Колёса стучали по стрелкам...).

2. Определите вид глаголов.

3. Произведите морфологический разбор глаголов приближается, стучали.

4. В июне мы поехали к бабушке и взяли с собой Чапку и Усика. Нам всем купили билеты.

Вечером мы были у бабушки, а утром пошли на речку ловить рыбу. Мы с Чапкой копали червяков. Чапка рыла лапами землю, а я собирал червяков в баночку. Маша их не собирала. Она боялась их, хотя червяки не кусаются. Потом мы пошли искать место на речке. Мы сели на берег, и я стал насаживать червяков на крючок. Маше червяков было жалко. Я закинул удочку и стал ждать, но рыбка не ловилась. А Маша пела. Потом я поймал три рыбёшки. Вдруг из куста выскочила утка, и Чапа побежала за ней. А Усик съел рыбок. Больше Машу и Усика я не возьму на рыбалку.

(По В. Сутееву, 118 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца.

2. Определите вид глаголов.

3. Произведите морфологический разбор глаголов съел, не возьму.

5. За деревней весело играла кошка с котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была счастлива. Вдруг прилетел огромный орёл. Он спустился с вершины и схватил одного котёнка. Но он не успел подняться. Мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и сцепился с кошкой. Закипела битва.

У орла были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с кривыми когтями, он рвал кожу кошки и даже выклевал ей глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла и перекусила ему крыло. Победа стала клониться на сторону кошки. Она стала собирать последние силы, сделала прыжок и повалила орла. Кошка забыла о себе и начала лизать своего котёнка.

(По К. Ушинскому, 105 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

2. Определите род и число глаголов (там, где это возможно).

3. Произведите морфологический разбор слов бросил, сделала.

6. Зимой все животные от лютой стужи прячутся. А у зайца нет норы, нет гнезда. Сегодня он под кустом выспится, завтра в овражке приляжет, там ямку выкопает. Но шубка у зайца пушистая. Тепло ему в ней и спрятаться от врагов можно. Его и не разглядишь. Днём зайцу хорошо спится, а ночь настанет, он выходит покормиться и прогуляться. Не боится зайчик врагов ночью. В лесу он на высокий сугроб заберётся, с деревьев веточки погложет. А иногда и в деревню соберётся. Придёт заяц вечером, подбежит к стогу, надерёт сена, наестся и убежит в лес.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной, 91 слово)

Задание

1. Обозначьте все орфограммы, изученные в теме “Глагол”.

2. Составьте схему последнего предложения.

7. Вот ты едешь в лес на охоту. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют тебя по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат, лошадь бежит ленивой рысью.

В лесу тень и тишь. Осины высоко лепечут над тобой, висячие ветви берёз шевелятся. Ты едешь по зелёной дорожке, большие жёлтые мухи висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом, птицы мирно поют. Ты забираешься в лес. Вот набегает ветер, и верхушки деревьев зашумели. Сквозь прошлогоднюю листву продираются высокие травы, растут грибы. Собака со звонким лаем мчится по тропинке и вдруг замирает. Кого она увидела?

(По И. Тургеневу, 97 слов)

Задание

1. Обозначьте все орфограммы, изученные в теме “Глагол”.

2. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме [= —], и [— =].