ТИПЫ ТЕКСТОВ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Типы текстов — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.


Тип речи

Как изображается мир

Основная цель

Основной

вопрос

Модель

текста

Разновидности текста

Особенности языкового оформления

Описание

Мир в статике, неподвижности

Дать характеристику предмету описания

Каков предмет?

Предмет и его признаки

Описание человека (портрет), природы, города, предмета, помещения, явления, внутреннего состояния, трудового процесса и др.

Преобладают им. сущ. и прил., глаголы в форме наст, вр. несов. вида; составные именные сказуемые; обстоятельства места

Текст-описание

А ночами в полях с тоскливым вздохом оседают подопревшие серые снега. А в тополях, у речки, что-то звонко лопается с тихим ликующим звуком: пи-у. Лёд прошёл на реке. Но ещё отдельные льдины, блестя на солнце, скребут скользкими животами каменистую дресву; а на изгибах речных льдины вылезают синими мордами на берег, разгребают гальку, разворачиваются и плывут дальше — умирать. Шалый сырой ветерок кружится и кружит голову... (В. Шукшин)

Повествование

Мир в динамике, изменении

Рассказать

Что произошло?

Лица и их действия

Рассказ о событиях, происходящих в течение определённого периода

Доминируют глаголы и глаг. формы; глаголы в форме пр. вр. сов. вида; простые и составные глаг. сказуемые; обстоятельства времени

о последовательности событий

Текст-повествование

Утром в степи появились орлы. Они прилетели сюда издалека — на властный зов жизни. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего, вольнолюбивого племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки: нет ничего сильнее чудесной страсти парящего полёта! Расправив бурые, со светлыми пестринами, ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. (М. Бубеннов)

Рассуждение

Мир в причинно-следственных связях

Доказать мысль

Почему?

Тезис, доказательства и вывод

Доказательство, объяснение, размышление

Преобладает абстрактная лексика; имеются вводные слова; обстоятельства причины, цели, условия, уступки; сложный синтаксис; СПП с придаточными причины, следствия, цели, уступки, условия

Текст-рассуждение

Люди, будучи эгоистами, не могут легко примириться с отсутствием в жизни всякого смысла. Когда они с грустью убедились, что уже не способны верить в высшее существо и льстить себя мыс лью, что служат его целям, они попытались осмыслить жизнь, создав известные ценности, помимо тех, которые непосредственно содействуют удовлетворению их насущных потребностей. Из этих ценностей мудрость веков выделила три как наиболее достойные...Эти три ценности — Истина, Красота и Добро. (С. Моэм)


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


7. Прочитайте текст.

(1) На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. (2) 3наю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3) Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... (4) Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5) Но героями ли?

(6) Вспомним сюжет фильма. (7) В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9) И вот он, благодаря стечению обстоятельств, превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. (10) И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11) Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12) Вроде бы что плохого? (13) Прекрасный пример для подражания!

(14) Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, незаметным обывателем, которому не очень везёт. (15) Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16) Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. (17) И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тёмную сторону и становится чёрным Человеком-пауком. (18) Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19) Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец», «Звёздные войны», «Матрицу». (20) Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21) Мы видим, как нелегко это ему даётся, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)0н совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовёшь.

(23) И не его одного. (24) Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мышей. (25) Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26) И это посильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27) Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28) И они стали героями, которые спасали мир.

(29) Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. (30) Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31) Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32) Может, поэтому Человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось легко.

(33) Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек-паук — кумир, пример для подражания. (34) Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что даёт им мир... (35) Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету? (36) Что нужно надевать маску, если хочешь чего- то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, даётся просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37) Как-то страшно становится. (38) Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!

(39) В одной из частей фильма «Человек-паук» тётя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40) Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41) Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

(В. В. Куделина)

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 30 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 29 текста.

2) Предложения 25 — 28 текста содержит описательный фрагмент.

3) В предложениях 7 — 10 представлено повествование.

4) В предложениях 33 — 38 представлено рассуждение.