загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-практический справочник

11. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

11.1. Личные окончания и суффиксы глаголов

 

I. Написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени различается в зависимости от спряжения:

— глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют): несу, несёшь, несёт, несём, несёте, несут;

— глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят): сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.

Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь — I спр. (петь — поют); сидеть — II спр. (сидеть — сидят) и по суффиксу неопределённой формы (инфинитива), если личное окончание безударное.

Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся глаголы, в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (-иться): вялить, готовить, ездить.

Исключения: брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют), стелить, зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется — зиждутся) — имеют окончания I спряжения; четыре глагола на -ать (-аться): гнать, держать, дышать, слышать и семь глаголов на -еть ( еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть — имеют окончания II спряжения.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: бормотать, выздороветь, греть, закалять, шептать.

Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, то есть они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе — по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных — окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа — брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа — брезжут (I спряжение).

От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.

Глаголы мерять и мучать (и производные от них глаголы) не образуют страдательных причастий прошедшего времени. При необходимости используются страдательные причастия от соотносительных по значению глаголов мерить и мучить, т.е. формы с суффиксом -енн-, например: замеренный, измеренный, измученный, умученный.

Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- (2-е л., ед.ч.) и окончания -те (мн.ч.):сиди-те, пишиeпрыгни-те.

В изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете или -ите. Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются: Пишите аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пишете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение).

У глаголов II спряжения такие формы совпадают в написании: Держите ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно держите ручку, почерк получается красивый(изъявительное наклонение).

 

II. Написание глагольных суффиксов.

1. В неопределённой форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс:

-ова- (-ева-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс выпадает:

 

Инфинитив

Прошедшее время

Настоящее время

беседовать

беседовал

беседую

бушевать

бушевал

бушую

веровать

веровал

верую

горевать

горевал

горюю

воевать

воевал

воюю

заведовать

заведовал

заведую

 

-ыва- (-ива-), если в форме настоящего или будущего простого времени суффикс сохраняется:

 

Инфинитив

Прошедшее время

Настоящее время

закладывать

закладывал

закладываю

запрятывать

запрятывал

запрятываю

рассказывать

рассказывал

рассказываю

расспрашивать

расспрашивал

расспрашиваю

 

Глаголы с суффиксами -ева-, -ива- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва- сочетается с предшествующей корневой гласной е или и. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределённой форме у глаголов без суффикса -ва-: обве-вать — обве-ять, обви-вать — обви-ть, зали-вать — зали-ть.

В глаголах застревать, затмевать, намереваться, недоумевать, обуревать, продлевать, растлевать пишется ударный суффикс -ева-. Небезынтересно отметить, что глаголы недоумевать, обуревать, намереваться не имеют соотносительных по значению глаголов совершенного вида без суффикса -ва-.

Суффикс -ва- глагола усбвещевать (усовестить) находится не под ударением.

2. Правописание суффиксов -и- и -е- в глагольных парах типа обезводить — обезводеть, обессилить — обессилеть связано с переходностью — непереходностью глаголов: если глаголы переходные (т. е. требуют после себя объект, обозначенный именем существительным в форме винительного или в некоторых случаях родительного падежа без предлога), пишется суффикс -и-; если глагол непереходный, пишется суффикс -е-: обезводить (кого-то лишить воды) — обезводеть (самому лишиться воды), обессилить — обессилеть, обезлюдить — обезлюдеть:

Сильнейшая засуха обезводила всю местность. — Низина, обычно наполненная водой, обезводела после трёхмесячной жары.

Многодневный переход через горы обессилил путников. — Мы обессилели к концу перехода через заброшенный участок заповедника.

Пожары и нашествие насекомых обезлюдили все окрестные деревни — Деревня обезлюдела к концу войны.

Страшное ранение обескровило солдата. — Солдат обескровел из-за тяжёлого сквозного ранения, но всё же было лучше, что пуля прошла навылет.

3. С помощью суффикса -ене- образуются глаголы, означающие изменение какого-либо состояния: леденеть, окостенеть, остолбенеть, ядренеть и т. п., т.к. эти глаголы образуются не от прилагательных с суффиксом -ян-, а непосредственно от существительных (лёд, кость, столб, ядро и т. п.) и потому в них не может писаться буква я.

4. При образовании однократного глагола суффикс -ну- присоединяется к основе глагола несовершенного вида, не имеющей суффикса -ну- (при этом перед суффиксом сохраняется та же гласная, что и в неопределённой форме производящего глагола): стегануть — от стегатьсигануть — от сигатьпугануть — от пугатьплескануть — от плескатьколонуть — от колоть и т. п.

В глаголе захолонуть (от холод) пишется буква о.

5. У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, которая находится в неопределённой форме перед суффиксом -ть:

 

Инфинитив

Прошедшее время

блея-ть

блея-л

выздороветь

выздоровел

зиждиться

зиждился

лаять

лаял

лелеять

лелеял

надеяться

надеялся

обезлюдить

обезлюдил

обессилеть

обессилел

послышаться

послышался

 

Упражнение 1. Составьте предложения с глаголами, употребив их в формах 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего (или будущего простого) времени.

Посеять, задремать, полоть, услышать, разделить, поддержать, обидеть, увидеть, вырасти, слепнуть, загнать, краснеть, похлопотать, закупить, подменить, бормотать, делить, колоть, крошить, месить, полоскать, пороть, стащить, терпеть, точить, шутить, защебетать, таять, лепетать, бороться, пригладить, надеяться.

 

Упражнение 2. Образуйте формы 2-го лица мн. ч. настоящего (или будущего) времени и повелительного наклонения.

Опрыскивать, танцевать, писать, смотреть, назначить, сесть, бороться, бросить, хлопнуть, резать, исправить, потчевать, экономить, доказать, взвесить, отложить, прославить, взглянуть, вертеть, ударить, сеять, дышать, ехать.

 

Упражнение 3. Составьте предложения с глаголами в форме мн. ч. настоящего и прошедшего времени.

Например: мы строим — мы строили.

Колоть, видеть, бороться, бежать, зиждиться, хотеть, клеить, брить, краснеть.

 

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы.

Они бор...тся, ве...т прохладой, они верт...тся, они взво...т, они выздорове...т, ты вылет...шь, мы высп...мся, мы высто...м, ты вытерп...шь, они гон...тся, они дремл...т, мы забот...мся, он задерж...тся, ты закле...шь, мы закро...м, они ищ...т, собака ла...т, он мел...т, ты обид...шься, он побре...тся, он посмотр...т, ты реж...шь, ты раскол...шь, ты расскажешь, ты расстел...шь, флаги ре...т, он ро...т, он свяж...т, слыш...тся шум, снег та...т, нам не терп...тся, он точ...т, мы увид...м, ты удержишь, он укол...т, мы устро...м.

 

Упражнение 5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, объясните написание.

Во время путешествия скучать не приходит...ся. За день так уходиш...ся, что еле-еле дотащиш...ся до бивака. Палатка, костёр и тёплое одеяло кажут...ся тогда лучшими благами, какие только даны людям на земле; никакая городская гостиница не может сравнит...ся с ними. Выпь...ш... поскорее горячего чаю, залез...ш... в свой спальный мешок и уснёш... таким сном, каким спят только усталые.

В походе мы были ежедневно. Днёвки были только случайные: например, заболела лошадь, сломалось седло и т. д. Если окрестности были интересны, мы останавливались в этом месте на двое суток, а то и более. Из опыта выяснилось, что во время сильных дождей быть в дороге невыгодно, потому что пройти удаёт...ся немного, люди и лошади скоро устают, седла порт...тся, планшет мокн...т и т. д. В результате выход...т так, что в ненастье идёш..., а в солнечный день сидиш... в палатке, привод...ш... в порядок съёмки, доканчива...ш... дневник, дела...ш... вычисления — одним словом, исполня...ш... ту работу, которую не успел сделать раньше. (По В. Арсеньеву)

 

Тестовые задания к теме 11.1

1. В каком ряду во всех глаголах в форме 3-го лица мн. ч. пишется я?

А кол...т (дрова), мор...т (насекомых), глад...т, трат...т (средства)

Б чист...т, верт...т, стел...т, кле...т

В лов...т, держ...т, пил...т, та...т (снега)

Г гон...т, мол...т (о прощении), стро...т, высп...тся

 

2. В каком предложении на месте пропусков пишется и?

А Когда вымет...те мусор, вынес...те его и начинайте кле...ть обои.

Б Если выпиш...те газеты на дом, тогда привыкн...те их читать регулярно.

В Выпиш...те все глаголы, когда законч...те списывать текст.

Г Стуки...те мне в окно, если выйд...те прогуляться.

 

3. В каком предложении на месте пропусков пишется е?

А Подвиг рядового обессмерт...л его имя.

Б Там, где обезвод...ли болотистый участок, колыш...тся зелёное море.

В После пожара сосед обездом...л, и с тех пор мы его больше не вид...ли.

Г Он выздоров...л и словно впервые услыш...л пение птиц.

 

4. В каком предложении на месте пропуска пишется м?

А В это лето многие реки обезвод...ли.

Б Сын обезденеж...л в чужих краях.

В Бойцы обессил...ли противника.

Г Совершив тяжёлый переход, туристы обессил...ли.

 

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется я?

А таможенники провер...т, маляры крас...т Б пастухи гон...т, они внемл...т

В грешники ка...тся, они люб...т

Г друзья дел...тся всем, туманы стел...тся

 

6. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется у?

А малыши лопоч...т, они услыш...т

Б всадник скач...т, канаты удерж...т

В известия тревож...т, родники клокоч...т

Г птицы щебеч...т, грибники ищ...т

 

7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется е?

А леч...шься, улравля...шь

Б пар...шься, изуча...шь

В пряч...шь, чита...шь

Г пиш...шь, вид...шь





загрузка...
загрузка...