загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-практический справочник

1. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1.1. Тире между подлежащим и сказуемым

 

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при отсутствии глагола-связки в следующих случаях:

1) Оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже:

Татьяна Борисовна — женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. (И. Тургенев)

Верховье заволжское — край привольный. (Я. Мельников-Печерский)

Этот частокол — западня для деревенских котов, любителей рыбы. (К. Паустовский)

<...> такие рассказы — вздор и выдумки глупого невежества. (С. Аксаков)

2) Оба главных члена предложения (или хотя бы один) выражены количественным числительным или оборотом с числительным:

Скорость машины — сто километров в час;

Три и семь — любимые числа в народных сказках.

3) Оба главных члена предложения (или хотя бы один) выражены неопределённой формой глагола:

Иметь настоящую бамбуковую удочку — примерно такая же несбыточная мечта, как роликовые коньки или подержанный велосипед. (В. Катаев)

Как бы ни были хороши люди, у которых жил, как бы ни было по сердцу место, где прошли какие-то дни, где думалось, говорилось, и слушалось, и смотрелось, но ехать дальше — великое наслаждение! (Ю. Казаков)

Говорить смело — хорошее дело.

Задача науки — постигать законы природы.

4) Перед указательными частицами это, вот, значит в составе сказуемого:

Может быть, свобода — это способность ограничивать свои стремления тем, что в нашей власти, что достижимо, например, тот вид, который в сотый или сто пятидесятый раз открывался передо мной? (А. Макаров)

Пушкин — это праздник ума и души; Чтение — вот лучшее учение. Наличие таких частиц перед сказуемым обязательно предполагает постановку тире, даже если в предложении имеется глагол-связка, ср.: Может быть, свобода — это и есть свобода от ожидания? (А. Макаров)

5) Перед сказуемым, выраженным устойчивым словосочетанием:

Всё мне говорило про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для меня, что одно не может быть без другого и даже что красота, счастье и добродетель — одно и то же. (Л. Толстой)

Сам Ефим — пальца в рот не клади. (В. Шукшин)

Все вокруг него переживают, а он — хоть бы хны!

 

2. Тире не ставится:

1) При наличии глагола-связки в сказуемом:

Каждая весна есть как бы конец чего-то изжитого и начало чего-то нового. (И. Бунин)

Точно так же мы знаем, что белка есть основная кормовая база соболя. (В. Солоухин)

2) При наличии частицы не перед сказуемым:

Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что чёрные тени на воде не тени, а сон... (А. Чехов)

Сердце не камень; попытка не пытка.

Если частица не стоит перед сказуемым, выраженным неопределённой формой глагола, то тире обычно ставится:

Жизнь прожить — не поле перейти.

Контекст может требовать постановки тире, например, при противопоставлении:

Это ум — не одной головы, но и сердца и воли. (И. Гончаров)

Тире при наличии частицы не в составе сказуемого может стоять, если имеются ограничительные частицы, оформляющие противительные отношения:

Этот хирург — не просто врач. Он волшебник, чьи руки вернули к жизни тысячи жизней; Окружающий нас пейзаж — не только озёра, холмы и сосновый лес. Это ещё и водораздел Балтийского и Белого морей; Это ум — не одной головы, но и сердца и воли. (И. Гончаров)

Значение противопоставления может влиять на постановку тире даже в том случае, если ограничительная частица отсутствует:

Понятно, что «силовики» и «спортсмены» — не исключение, а правило. (Б. Вишневский)

3) Перед сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто в составе сказуемого:

Другой дом точно фонарь: со всех четырёх сторон весь в окнах и с плоской крышей. (И. Гончаров)

Твои речи будто острый нож.

4) При наличии несогласуемого второстепенного члена, а также частицы или союза перед сказуемым:

Дождь у нас почти всегда благо. (В. Солоухин)

Труд для нас наслаждение.

Март только начало весны.

Нерль вблизи замечательная река.

Ртуть тоже металл.

5) При наличии вводного слова перед сказуемым:

Зубр, конечно же, редкий зверь.

Голод, как известно, лучший повар.

 

3. Тире обычно не ставится:

1) Если подлежащее выражено личным местоимением:

Я слуга царя, царя грозного. (М. Лермонтов)

Сердце у меня замерло от страха, и мысль, что я причина болезни матери, мучила меня беспрестанно. (С. Аксаков)

Ты мой хороший друг.

Тире в этом случае может ставиться, если для этого есть контекстуальные условия:

— параллелизм частей предложения:

Весь я — память, весь я — слух. (А. Блок)

— подчёркнутое выделение сказуемого:

Есть много красавиц, но она — единственная, ни на кого не похожая, неповторимая. (Л. Куприн)

Он — мой ровесник.

2) Если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием:

Место чистое, тихое, одинокое. (В. Солоухин)

Его слова правдивы.

Этот дом ничей.

Обидеть человека легко.

И в этом случае постановка тире становится возможной при подчёркнутом выделении сказуемого или при противопоставлении сказуемых:

Кажется, будто косы эти — приставные, искусственные, а собственных волос на голове китайца не более чем на европейской. (А. Краснов) (Выделение сказуемого.)

Мужчины — хмурые и добрые, громадного роста, выносливости и медвежьей силы, женщины — крепкие, точно литые, мало уступающие мужикам, всегда весёлые, проворные и смешливые. (И. Ефремов) (Противопоставление сказуемых.)

В этом вагоне на разостланной бурке сидят двое: один — старый, с широкой, седой бородой, в полушубке и в высокой мерлушковой шапке, похожей на папаху, другой — молодой, безусый, в потёртом драповом пиджаке и в высоких грязных сапогах. (А. Чехов)

Тире может ставиться при повторяющемся союзе ни...ни (Этот кисель — ни еда, ни питьё, а что-то среднее.) и при сказуемом, выраженном фразеологизмом (даже не именного типа):Между прочим, сам Ефим — пальца в рот не клади. (В. Шукшин)

 

Упражнение 1. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Чем они выражены? Объясните постановку или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

1. Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (В. Белинский) 2. Грушницкий — юнкер. (М. Лермонтов) 3. В камни стрелять — стрелы терять. (М. Горький) 4. Солотча — извилистая неглубокая река. (К. Паустовский) 5. Ученье — вот чума, учёность — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. (А. Грибоедов) 6. Трудиться — значит быть счастливым. 7. Искусство есть одно из средств единения людей. (Л. Толстой) 8 Эта княжна Мэри прехорошенькая. (М. Лермонтов) 9. Он скептик и матерьялист, как все почти медики. (М. Лермонтов) 10. Ведь согласитесь, я же разумный человек. (М. Горький) 11. Человек без ясной мысли — что птица без крыльев. 12. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство. (М. Горький) 13. Словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. (В. Сухомлинский) 14. Боец без шапки не боец. (А. Твардовский) 15. Степь словно сплошной солнечный диск. (В. Солоухин)

 

Упражнение 2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Расставьте знаки препинания.

1. Слово одежда всех фактов всех мыслей. (М. Горький) 2. Звёзды великолепны. (И. Гончаров) 3. Небо как колокол месяц язык. (С. Есенин) 4. Друзья это люди, которые не любят говорить и умеют понятно молчать. (М. Горький) 5. Жить значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать вся другая жизнь смерть. (В. Белинский) 6. Производить эффект их наслаждение. (М. Лермонтов) 7. Моя солдатская шинель как печать отвержения. (М. Лермонтов) 8. Пьющие утром воду вялы как все больные пьющие повечеру несносны как все здоровые. (М. Лермонтов) 9. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (А. Пушкин) 10. Площадь Чёрного моря свыше 400 тысяч квадратных километров. 11. Море чудесное синее нежное... (А. Чехов) 12. Конный пешему не попутчик. 13. Я как человек зевающий на балу который не едет только потому что ещё нет кареты. (М. Лермонтов) 14. Поэзия моя держава я вечный подданный её. (М. Светлов) 15. Счастье как здоровье когда его не замечаешь значит оно есть. (И. Тургенев) 16. Лучшее что я храню в себе это живое чувство к хорошим людям. (М. Пришвин) 17. Моя судьба быть свободным от судьбы. (А. Лосев) 18. Плохой товарищ не подмога. 19. Грач конечно птица умная самостоятельная.

 

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Определите случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1. Чистые пруды... Для иных это просто улица бульвар пруд а для меня средоточие самого прекрасного чем было исполнено моё детство самого радостного и самого печального ибо печаль детства тоже прекрасна.

Чистые пруды это первая снежная баба первый дом из глины вылепленные твоими руками и пусть ты не стал ни ваятелем ни зодчим ты открыл в себе творца строителя узнал что руки твои могут не только хватать комкать рвать рушить но и создавать то чего ещё не было.

Чистые пруды это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу и бывало на крючке извивалась не просто чёрная пиявка а настоящая серебряная плотвичка... Чудо поймать рыбу в центре города!

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки жившие на бульваре отказывали нам обитателям ближних переулков в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу кататься на лодке лазать зимой по валунам и строить снежные крепости. Смельчаки рисковавшие приобщиться к запретным благам беспощадно карались. Разбитый нос фиолетовый синяк под глазом сорванная с головы шапка обычная расплата за дерзость. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту никто не смирился с жестоким произволом «Чистопрудных» захватчиков. Это требовало характера и воли. (По Ю. Нагибину)

2. Русь. Россия. Россы. Россияне. Русские.

Эти звуки от рассвета от вольного степного ветра от шума тайги с посвистом птиц от весёлого всплеска волны на реках и озёрах от рокота синих морей и океанов... В этих сладостных звуках есть что-то от истока жизни бегущего то в солнечных просветах то в туманных дебрях истории.

Песня душа народа. Сколько их было спето с тех незапамятных времен спето в радости в печали спето в ожидании урожая и после уборки спето перед охотой и после охоты спето перед походом и после похода...

Русь... Россия...

Каким измерением измерить её? Мерить ли великими людьми мудрецами героями бунтарями поэтами и художниками? На это не хватит одной жизни. Мерить ли по векам по нашествиям ли врагов её по датам ли её побед? На это мало и ста жизней. А если мерить её поясами времени то насчитаем одиннадцать поясов а это значит что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников.

Да она огромна и неизмерима. Но постигнуть её можно даже в малом. Для этого нужно памятью и сердцем вернуться к той земле которая накормила тебя первым хлебом напоила тебя первой ключевой водой.

Родная земля и кормилица и поилица она и нянька и воспитательница она и раскрытая книга природы. Родная земля это первая школа мужества находчивости пытливости.

Я люблю мою Россию. Люблю не только за воспоминания детства и за память юности но и за то что она добрая и требовательная научила меня труду научила пахать землю косить траву ковать железо. Она учит меня быть её поэтом.

Я люблю мою Россию. И любовь к ней не застилает мои глаза. Сегодня любить Россию значит быть интернационалистом ибо на её знамени лозунг братства. (По В. Федорову)

 

Тестовые задания к теме 1.1

1. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

А Чтение вот лучшее средство пополнения знаний.

Б Талант это дар свыше.

В Вся его жизнь как красивая сказка.

Г Слово серебро, молчание золото.

 

2. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

А Новое это хорошо забытое старое.

Б Красота природы есть вдохновение для писателя.

В Помнить прошлое значит предвидеть.

Г Курить здоровью вредить

 

3. В каком предложении нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

А Зло есть качество прирождённое.

Б Здесь и осень как весна.

В Язык мой враг мой.

Г Боец без шапки не боец.

 

4. В каком предложении нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)

А Труд есть совесть.

Б Проститься значит просить прощения.

В Эти книги бессмертны.

Г Земля как развернутая зелёная книга.

 

5. Какое объяснение постановки тире в данном предложении является правильным?

Самое главное в жизни — это определить свой собственный путь.

А тире разделяет обобщающее слово и однородные члены предложения

Б тире разделяет части бессоюзного сложного предложения

В тире обозначает место пропуска членов предложения

Г тире разделяет подлежащее и сказуемое

 

6. В каких предложениях верно расставлены знаки препинания?

1. Молодость — не грех, да и старость — не смех.

2. Блаженство поймать ерша или окуня!

3. Девятью сорок — триста шестьдесят.

4. До школы семья, несомненно, — первый учитель ребёнка.

5. Художник не моралист, художник тот, кто создаёт прекрасное.

6. Какое счастье — сына обнимать!

А 1, 3, 5          

Б 3, 4, 5          

В 3, 5, 6          

Г 1, 4, 6





загрузка...
загрузка...