Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях - ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

Русский язык - Учебно-практический справочник

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях - ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - Учебно-практический справочник

1. В сложноподчинённом предложения придаточное предложение отделяется от главного запятой или двумя запятыми, если оно стоит внутри главного:

В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалила. (К. Паустовский)

Когда Мария увидела несчастных лошадей, сердце её зашлось от жалости. (В. Закруткин)

2. Запятая между главной и придаточной частями не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз или частица не:

Мы не прекратили работу и когда опустились сумерки.

Природу воспринимаешь по-настоящему глубоко не когда наблюдаешь, а когда трудишься в ней — охотишься, ловишь рыбу, собираешь грибы. (Ю. Нагибин)

3. Если придаточная часть состоит только из одного союзного слова, запятая перед ней не ставится: Завтра мы уезжаем, но точно не знаем когда.

4. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы, несмотря на то что, подобно тому как, так же как, тем более что и др. пунктуация может быть двоякой:

а) весь союз может стоять в придаточном предложении, и тогда запятая ставится перед первой частью союза: Мне грустно, потому что весело тебе. (М. Лермонтов)

б) часть союза включается в главное предложение, превращаясь в указательное слово, и тогда запятая ставится перед второй частью союза: Мне грустно потому, что весело тебе. Я не расстаюсь с байдаркой с тех пор, как научился грести. — Я не расстаюсь с байдаркой, с тех пор как научился грести.

Союз не расчленяется, если придаточная часть стоит перед главной:

В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу. (Л. Толстой)

Для того чтобы как следует приготовить золотой орех, требовались следующие вещи: чайное блюдце с молоком, молоток, обойные гвоздики, немного разноцветного гаруса. (В. Катаев)

5. В сложноподчинённых предложениях с однородным соподчинением между однородными придаточными частями запятая ставится так же, как при однородных членах предложения:

Отец мой сказал, что там течёт Дёма и что это синеется её гористая сторона, покрытая лесом. (С. Аксаков) — два придаточных предложения соединены одиночным союзом и, и поэтому запятая не ставится;

Если он бежит с чайником за водой, то ему кажется, что он или опоздает на поезд, или его ошпарят кипятком. (Вс. Иванов) — два придаточных предложения соединены повторяющимся союзом или;

Почему я не смог подобрать таких событий, которые могли б произойти на белых швейцарских горах, и которые в то же время походили бы на события в нашем ресторане, и которые следовало бы мне изложить куплетами. (Вс. Иванов) — три придаточных соединены повторяющимся союзом и.

6. Точка с запятой в сложноподчинённом предложении ставится между придаточными предложениями, если они имеют внутри другие знаки препинания:

Но если заедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, — Татьяна Борисовна вся оживится; усадит его, напоит наем, слушает его рассказы, смеётся, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало; в беде, в горе утешит, добрый совет подаст. (И. Тургенев)

Смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится; как пламенеет, как дробится его на солнце влажный дым. (Ф. Тютчев)

7. На стыке сочинительных и подчинительных союзов (или союзных слов), а также на стыке подчинительных союзов (или союзов и союзных слов) необходимость постановки запятой определяется по формальному признаку: если в составе второго союза употребляется составная часть то (или но) — запятая не ставится; если в составе союза нет слова то (но) — запятая между двумя союзами обязательно ставится:

Окно было чуть приоткрыто, и если встать, прижавшись к стене, почти зарывшись в плющ, то можно было заглянуть в комнату. (Н. Тихонов)

Окно было приоткрыто, и, если встать, прижавшись к стене, почти зарывшись в плющ, можно было заглянуть в комнату.

Во втором случае то отсутствует, поэтому союзы и, если разделяются запятой. Это объясняется тем, что во втором случае изъятие придаточной части не нарушает структуры предложения:

Мы спустились с хребта и, как только нашли в ручье воду, тотчас стали биваком. (В. Арсеньев) — Мы спустились с хребта и тотчас стали биваком, как только нашли в ручье воду.

При наличии же второй части союза то (но) такое изъятие становится невозможным:

Мы еле волочили ноги, и если бы не уговоры Дерсу, то давно стали бы на бивак. (В. Арсеньев) — невозможно построить предложение Мы еле волочили ноги и ... то давно стали бы на бивак;

Дождя не было, но земля на рассвете стала влажной, и, когда вспыхивал запретительный светофор, на мокром асфальте появлялось красноватое расплывчатое пятно. (В. Гроссман)

Запятая обычно не ставится, если сочинительный и подчинительный союзы находятся в начале предложения:

И хотя Цирельману был с детства знаком этот физический обман, но ему приятно было мечтать, что, по какому-то волшебству, он и в самом деле едет назад, к местечку, и что неожиданно окончится и эта жуткая поездка, и эта бесконечная, тревожная ночь. (А. Куприн)

Однако если маленькие пташки давно уже уснули, сычи и филины только начали просыпаться.

8. В сложноподчинённом предложении может ставиться тире, при этом интонационно подчёркивается придаточное предложение, стоящее перед главным:

Бегать бы да беззаботно резвиться, а если бы крылья — лететь бы, лететь в синее небо, подняться б выше облака ходячего, выше тучи гремучей, к солнышку красному, к месяцу ясному, к частым звёздочкам рассыпчатым. (П. Мельников-Печерский)

Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, — неизвестно. (И. Бунин)

9. В сложноподчинённом предложении может ставиться двоеточие, если в главном предложении есть слова, предупреждающие о последующем в придаточной части пояснении:

Больше половины офицерского и солдатского состава было выбито, пополнений они не получали, и все ждали только одного: когда их, полуживых от усталости и обносившихся, отведут в тыл. (А. Толстой)

10. От придаточных предложений необходимо отличать обороты, напоминающие их по форме, но таковыми не являющиеся. Это цельные по смыслу выражения, в составе которых есть подчинительные союзы или союзные слова сделать как следует, сделать как попало, явиться как ни в чём не бывало, приходить когда вздумается, идти куда глаза глядят, кричать что есть мочи, будь что будет, самый что ни на есть и др. Такие обороты запятыми не выделяются:

И потом лес приобщает всякого к тому вещему единству всего сущего, каким не может одарить душу ни одна, самая что ни на есть заселённая равнина. (В. Максимов)

Но для этого часто бывает достаточно вот так очнуться после внезапного и короткого сна и побежать за коркой чёрного хлеба или услыхать, что зовут на балкон к чаю, а за чаем подумать, что сейчас надо пойти оседлать лошадь и закатиться куда глаза глядят по вечереющей большой дороге. (И. Бунин)

Звони кому хочешь.

Живу я где придётся.

11. Запятая не ставится внутри сочетаний не то что, не то чтобы, не так чтобы, не иначе как; (не) больше чем, (не) меньше чем, (не) раньше чем, (не) позже чем (если последние не содержат сравнения):

Не то чтобы я безумно тосковал по нему, скорее я к нему бессознательно стремился, поскольку в нашей коммунальной квартире царит неистребимая атмосфера эвакуации. (А. Макаров)

И по вечерам в его глубине мне чувствовалась не то что старина, древность, а прямо вечность. (И. Бунин)

Он был для меня больше чем другом (= был другом). — Ср.: Иванов волновался больше, чем его друг (сравнение).


Упражнение 1. Объясните постановку знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Выделите грамматические основы и средства связи.

1. Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. (А. Пушкин) 2. Алёша чрезвычайно любил своего отца, которого не знал в продолжение всего своего детства и отрочества. (Ф. Достоевский) 3. К ближним осинам или в малинник пошелудить ягод выбегает заяц, за которым в лесу не охотится только ленивый. (В. Астафьев) 4. Скажи Касьяну, чтобы ворота запер. (Я. Гоголь) 5. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. (Я. Гоголь) 6. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре. (А. Чехов) 7. Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной. (А. Чехов) 8. Бывает погода, когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с ней сообща. (А. Чехов) 9. В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (А. Пушкин) 10. Солнце уже садилось, когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село. (И. Тургенев) 11. Было заметно, что и костюм, и узкий жилет, и пышный галстук мешали человеку и не давали ему спокойно жить. (М. Зощенко) 12. С высоты к востоку смотрят горы, где за нежно-млечной синевой тают в море белые узоры отдалённой цепи снеговой. (И. Бунин)


Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Выделите основы в сложноподчинённых предложениях. Определите позицию придаточного предложения по отношению к главному.

1. Было время когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. (В. Короленко) 2. Как только воз начинал увязать к нему подбегали двое людей и тащили лошадь под уздцы направляя её то вправо то влево. (Е. Водовозова) 3. Последнее что я ещё видел был Петька выскочивший на улицу и захлопнувший калитку перед самым носом человека в кожаном пальто. (В. Каверин) 4. Он счастлив оттого что вернулся в город к старым своим друзьям. (Ю. Трифонов) 5. Когда наступит вечер длинный объятый таинством немым иду один я в сад пустынный бродить с раздумием моим. (Я. Вяземский) 6. В обществе где холодное высокомерие и равнодушие считаются признаками хорошего воспитания и благородного нрава следует прятать свою страсть. (А. Чехов) 7. Он рассказал нам как найти его жилище и предложил остановиться у него в доме. (В. Арсеньев) 8. Мне и в голову не приходило какая грустная минута предстоит нам. (Л. Толстой) 9. Очнулся он когда солнце уже стояло высоко. (А. Гайдар) 10. Уже восток начинал бледнеть когда я заснул. (М. Лермонтов) 11. Иван Иванович говорил необыкновенно сильно когда душа его была потрясена. (Н. Гоголь) 12. Сколько времени прошло не знаю. (К. Паустовский)


Упражнение 3. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных предложений.

1. Где ни был никого найти не удавалось. (А. Грибоедов) 2. Свет остаётся светом хотя слепой и не видит его. (Л. Толстой) 3. И сердце по-прежнему бьётся как билось в далёкие дни. (С. Есенин) 4. Ведерников не спал ворочался с боку на бок вздыхал будто на него давила какая-то тяжесть. (£. Мальцев) 5. Мне чудится утренний гомон и отблеск отточенных кос как будто тропою знакомой и сам я спешу на покос. (М. Исаковский) 6. У него ничего не клеилось что бы он ни предпринимал. (К. Федин) 7. На низине за опушкой кричали чибисы точно плакали маленькие дети. (С. Сергеев-Ценский) 8. По обе стороны вокзала если поглядеть с платформы вдаль мелькают в вечерней мгле далёкие огоньки. (Л. Чехов) 9. Обе девицы надели жёлтые шляпки и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (Л. Пушкин) 10. В высшей степени важно что дети приучались ещё с ранних лет работать. (Л. Толстой) 11. Чтобы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку. (Л. Толстой) 12. Давайте понимать друг друга с полуслова чтоб ошибившись раз не ошибиться снова. (Б. Окуджава) 13. Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы нам сделать это не удалось. (В. Арсеньев) 14. Стали сосны сдержанней и глуше всё о чём-то шепчутся во сне словно чьи-то старческие души загрустили о былой весне. (М. Исаковский) 15. За весь день мы не видели ни одного животного хотя козьих и оленьих следов показалось много. (В. Арсеньев) 16. Я бы от души рассмеялся если бы мне не хотелось заплакать. (В. Каверин) 17. С детским беззащитным писком вьются предо мной комары хотя кусаются они совсем не по- детски. (В. Белов) 18. Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев)


Упражнение 4. Расставьте знаки препинания. Охарактеризуйте средства связи придаточного предложения с главным. Определите синтаксическую функцию союзных слов.

1. В самолёте потемнело оттого что вокруг стали громоздиться не прежние белые а сине-чёрные мрачные тучи. (В. Кочетов) 2. Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон. (Л. Толстой) 3. Те которые сидели наверху оглянулись. (А. Чехов) 4. Куда река пошла там и русло будет. (Поел.) 5. Чем дальше мы уходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг. (М. Горький) 6. Где-то за садом несмело там где калина цветёт нежная девушка в белом нежную песню поёт. (С. Есенин) 7. Как только мы углубились в лес тотчас же пришлось пустить в дело топоры. (В. Арсеньев) 8. Чем больше засыпало нас снегом тем теплее становилось в нашем шалаше. (В. Арсеньев) 11. Севастопольские матросы и офицеры сражались на суше так как учили их сражаться на море. (С. Сергеев-Ценский) 12. Он рассердился на меня чего я не ожидал. (М. Горький)


Упражнение 5. Объясните постановку знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

1. Бывают такие дни, когда всё ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста. (Ч. Айтматов) 2. Как ни прекрасна была эта ночь, как ни величественны были явления светящихся насекомых и падающего метеора, но долго оставаться на улице было нельзя. (В. Арсеньев) 3. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (А. Пушкин) 4. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевёрнутое ведро ночная роса. (К. Паустовский) 5. В непогожие дни, когда над тундрой бушует пурга и даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ, было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике. (И. Соколов-Микитов) 6. Когда входишь в лес на короткое время, и побудешь немного, и войдёшь поглубже, то тебя начинает затягивать в глубину. (М. Пришвин) 7. Потом, когда вошли глубже в лес, мне показалось, что весь он как-то внезапно и чудесно оживился. (М. Горький) 8. В это время раздался отчаянный звонок в передней, так что Обломов с Алексеевым вздрогнули, а Захар мгновенно спрыгнул с лежанки. (И. Гончаров)


Упражнение 6. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Определите средства связи.

1. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону откуда слышались крики ничего не мог разглядеть в темноте. (Д. Григорович) 2. Когда егерь натаскивает кровную собаку у которой предки на протяжении столетий учились тому же самому чему теперь учит егерь то собака не вновь усваивает приёмы охоты а как бы вспоминает приёмы своих предков. (М. Пришвин) 3. В то время как Пьер входил в окоп он заметил что на батарее выстрелов не слышно было. (Л. Толстой) 4. На широкой лесной луговине где скосили недавно траву где пахло клубникой протоптал кто-то тропинку к реке. (С. Сергеев-Ценский) 5. Когда все расселись и всем разнесли по чашке чаю генерал изложил весьма ясно и пространно в чём состоит дело. (А. Пушкин) 6. Кажется что если вглядеться в аквамарин то увидишь тихое море с водой цвета звёзд. (К. Паустовский) 7. Маленький Серёжа как только просыпался сейчас же лез к окну посмотреть не прилетели ли скворцы. (Д. Мамин-Сибиряк) 8. Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой что не знаю есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды. (М. Пришвин)


Упражнение 7. Расставьте знаки препинания. Определите типы придаточных предложений. Охарактеризуйте средства связи между частями сложного предложения.

Стояли трескучие морозы редкие для нашего края в театре было холодновато и пустовато и я испытывал ни с чем не сравнимое чувство утреннего спектакля когда в белых фойе стоял голубой дневной свет проникавший сквозь высокие замёрзшие стекла окон а в зрительном зале царил парчовый электрический свет и над ложами светились крупные удлинённые жемчужины матовых ламп отделанных бронзой.

Одна из прелестей городского театра как говорят самого красивого европейского театра XIX века заключалась в том что в антракте между третьим и четвёртым действиями медленно очень медленно опускался и тут же снова поднимался особый противопожарный железный занавес раскрашенный под золотистую парчу с прямыми складками и тяжёлыми шёлковыми кистями хотя под ними явственно ощущалась ребристость железа которое где-то вверху накручивалось и раскручивалось о чём свидетельствовали слегка рыжеватые от ржавчины продольные полосы. Спуск железного занавеса так занимал зрителей что в антракте между третьим и четвёртым действиями почти никто не покидал своих мест и буфет в фойе торговал плохо.

Буфет в фойе бельэтажа привлекал наше внимание и волновал быть может ещё сильнее чем действие на сцене. Нигде я не видел таких больших груш дюшес от одного взгляда на которые рот наполнялся слюной таких больших обёрнутых серебряной бумагой шоколадных бомб с сюрпризами в середине таких сводящих с ума пирожных маленьких бутылочек лимонада которые стреляли своими пробочками как пистолеты а потом их горлышки с остатками проволочки слегка дымились распространяя вокруг влажный покалывающий запах лимона. Наконец не было ничего прекраснее театральных бутербродов что были выставлены на прилавке буфета в особенности маленьких круглых бутербродиков с блестящей чёрной как вакса паюсной икрой по двадцать копеек за штуку. Этого наше семейство не могло себе позволить. (По В. Катаеву)


Тестовые задания к теме 7.2

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

А 1, 2, 4

Б 2

В 1, 3

Г 2, 4


2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

А 1

Б 1, 2

В 1, 3

Г 2, 3


3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

А 1, 3

Б 2

В 3

Г 2, 4


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить порог (4) которой (5) сам он страшился.

А 1, 3, 5

Б 3, 5

В 2, 4

Г 3


5. Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Пришвина нужно перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав.

А сравнительный оборот

Б сравнительное придаточное

В изъяснительное придаточное

Г вводная конструкция


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

А 1, 3

Б 2, 3

В 3, 4

Г 1, 2, 3, 4


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

А 1, 3, 4

Б 1, 2, 3, 4

В 2, 4

Г 1, 3


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.

А 1, 2, 4

Б 2, 3

В 1, 4

Г 1, 2, 3, 4