загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебно-практический справочник

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА В ФОРМАТЕ ЕГЭ

 

ВАРИАНТ № 2

 

Часть 1

А1. В каком варианте допущена ошибка: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) свеклА  

2) премировАть

3) прибЫть

4) экспЕртный

А2. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить?

1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.

2) Актёр умел представлять пение соловья.

3) Вам нужно срочно представить отчёт о командировке.

4) Я представлю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) полощущий бельё

3) все директора заводов

4) более выше

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Закрыв книгу,

1) герои надолго остаются в нашей памяти.

2) обдумывается прочитанное.

3) постарайтесь представить её героев.

4) у меня возникло желание перечитать её.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского маршрута на остров Валаам.

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) На последнем курсе мы после лекций заходили в литературное кафе, которое находилось на старой улочке, почти не изменившейся за все эти годы.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

3) Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение лететь в Вену после подписания контракта.

4) По слухам, которые иногда до нас доходили, Женя стал первоклассным военным врачом.

 

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1) ... (2) Однако первый такой календарь был создан только в 45 году до нашей эры римским астрономом Созигеном и введён в действие Юлием Цезарем. (3) В этом календаре (его называют юлианским календарём, или старым стилем) продолжительность года составляла 365 суток, то есть он короче тропического года. (4) Чтобы приблизить среднюю продолжительность календарного года к длительности тропического, каждые четыре года к февралю добавлялся день. (5) В Древнем Риме он назывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло наше выражение «високосный год». (6) ... средняя продолжительность года по юлианскому календарю даже несколько увеличилась по сравнению с тропическим.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Вся хозяйственная жизнь человечества всегда подчинялась двум циклам: суточной смене дня и ночи и годичной смене сельскохозяйственных сезонов.

2) Попытки создать календарь, которым можно было бы пользоваться достаточно длительное время, предпринимались ещё в Древнем Египте.

3) Счёт годов, или летоисчисление, начинается с года, в котором произошло некоторое известное нам событие.

4) Единица времени, которая максимально близка к длительности тропического года, но содержит целое количество суток, называется календарным годом.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении 6 текста?

1) Наоборот,

2) Кроме того,

3) В результате

4) Ведь

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) календарь был (предложение 2)

2) он короче (предложение 3)

3) каждые четыре года добавлялся (предложение 4)

4) «биссектум» назывался (предложение 5)

А10. Укажите верную характеристику предложения 4 текста.

1) бессоюзное сложное

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложноподчинённое

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова создан (предложение 2).

1) прилагательное

2) деепричастие

3) глагол в прошедшем времени

4) страдательное причастие

А12. Какое слово в тексте имеет значение «способ исчисления дней в году»?

1) календарь (предложение 2)

2) эра (предложение 2)

3) сутки (предложение 3)

4) год (предложение 6)

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1) 3, 4      

2) 2, 4      

3) 1, 3, 5  

4) 3, 5

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обозначение, задр...жать, таинственный

2) обог...щаться, коричневый, прик...сновение

3) зап...х, г...реть, раск...лённый

4) обл...котиться, б...гровый, прил...жение

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр...родина, с...знание, под...йти

2) поДоСкать, вы...скивать, под...тожить

3) пр...удивительный, пр...сечь, пр...восходство

4) в...лететь, бе...платный, не...говорчивый

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква м?

1) туш...шь, сдержанный

2) дыш...шь, движимый

3) неж...шься, изуч...нный

4) кудахч...шь, немину...мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква к?

А. раста..в           

Б. оштукатуренный     

В. почу..ла

Г. выруч..вший

1) А, Б, Г   

2) А, Б, В  

3) В, Г       

4) Г

А18. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) (Не)желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.

2) Привыкнув к людям, бобры (не)страшились выходить днём из своих хаток.

3) (Не)расчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.

4) Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

3) Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА) СЧЁТ не поступили.

4) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Утренний воздух хрустальный, прозрачный ( ) и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

1) 1, 2      

2) 3, 4

3) 1, 2, 3   

4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 3, 4      

4) 1, 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и надоедливые разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Берестяные грамоты Новгорода — бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, совершаемого во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

1) 1,2       

2) 1, 4

3) 3          

4) 3, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

1) 3          

2) 2, 3

3) 1, 2, 4  

4) 1, 2, 3, 4

А27. Прочитайте текст.

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели. Следовательно, адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется, и эти изменения вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем.

2) Под адаптацией понимается совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма или какого-нибудь его органа к окружающей среде.

3) Адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, потому что они могут защищаться от неблагоприятных воздействий.

4) Адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, так как, если бы они не обладали способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к их гибели.

 

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2) То есть любите ли вы читать книги?

(3) Затратное занятие. (4) Но это как посмотреть. (5) Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6) Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.

(7) Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10) Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11) После таких книг становишься только глупее.

(12) Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14) Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15) Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16) А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17) Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18) Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19) Хочется купить всё. (20) Как голодный перед колбасной витриной. (21) Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22) А что съедобное и что несъедобное? (23) На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24) А те, что вытиснены, враньё. (25) Плавали, знаем, успели распробовать.

(26) Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27) Казалось бы, что за беда? (28) Читают — и пусть себе. (29) Всё лучше, чем пьянствовать. (30) Но не так-то всё просто.

(31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких читателей становится всё больше.

(37) Но неужели всё так безнадёжно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39) К счастью, нет. (40) Поразительная закономерность. (41) Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (42) Диктат рынка ей не слишком большая помеха. (По В. Иванову)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.

2) Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.

3) Работа со словом — всегда искусство, в каком бы жанре она ни велась.

4) Хорошие книги помогают человеку познавать окружающий мир и себя.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31-36?

1) повествование и описание

2) повествование

3) описание

4) рассуждение

А30. В каких предложениях употреблены антонимы?

1) 5           

2) 21         

3) 18         

4) 26

 

Часть 2

В1. Из предложения 35 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ СПОСОБОМ.

В2. Среди предложений 15-25 найдите такое(-ие), в котором(-ых) употреблено(-ы) относительное(-ые) местоимение(-я). Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

В3. Из предложения 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входят неполные. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 5-11 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое определение. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 12-20 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и местоименного повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30; В1-В8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как ___________ (предложения 27-29, 37-39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте ___________ («враньё», предложение 24). Такой приём, как ___________ («можно спокойно прожить» в предложении 31 — «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как ___________ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения».

Список терминов:

1) метафора

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление

 

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





загрузка...
загрузка...