ГЛАГОЛ

Русский язык - разработки уроков

ГЛАГОЛ

Цели: повторить известные признаки глагола; вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол.

Ход урока

I. Словарно-орфографическая работа.

II. Повторение теоретических сведений о глаголе, с. 32, упражнение 72.

III. Найти глаголы в тексте (устно).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Ф. Тютчев


Люблю березку русскую

То светлую, то грустную…

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится…

А. Прокофьев


IV. Беседа по вопросам.

– Вспомните, на какие вопросы отвечает глагол?

– Как изменяется глагол?

Выполнение упражнения 73.

V. Изменение глагола по лицам и числам.

Учащиеся вспоминают спряжение глагола, повторяют личные окончания.

Ø Задание. Поставьте глаголы в заданных формах.

Лететь, дышать, гореть – 2л. мн.ч.; 3л. ед.ч.

Купаться, валяться – 1л. мн.ч.; 2л. ед.ч.

– Можно ли по личным окончаниям глагола определить спряжение? (Можно, если оно под ударением.)

VI. Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 74, взаимопроверка.

2. Выполнение упражнения 75 (устно) при помощи вспомогательных карточек (блоков).

VII. Определение спряжения глаголов.

Ø Задание. Записать глаголы, определить спряжение.

Строить, дышать, гнать, брить, стелить, гореть, спать, катать, смотреть, тереть, жечь, будить, ждать, войти, позвонить, сшить, возвратить.


VIII. Работа с текстом.

Ø Задание. Определите, словами какой части речи являются сказуемые в предложениях, а также попробуйте определить форму этого слова.

Бал на реке

Желтые лилии раскрываются с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал. (М. Пришвин.)


Домашнее задание: упражнение 76, прочитать материалы § 16.