Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки - Технологические карты уроков

Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака) - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Тема: Что у нас над головой? (Неживая природа: Солнце, Луна, звёзды, созвездия, облака)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

• уточнить представления учащихся о дневном и ночном небе;

• учить моделировать объекты окружающего мира;

• учить проводить наблюдения над объектами окружающего мира

Планируемые результаты

Предметные

• называть объекты, видимые на дневном и ночном небе;

• знать форму Солнца, моделировать её с помощью пластилина;

• различать на ночном небе созвездие Большая Медведица

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, оценивать её достижения;

• наблюдать природные объекты, рассказывать о своих наблюдениях;

• моделировать объекты окружающего мира

Личностные

• определять мотивы учебной деятельности;

• принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластилином, математика: «Сравнение предметов по различным признакам»

Ресурсы урока: Плешаков А. А. Учебник, с. 18, 19; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 10; научный дневник, с. 2, 3; атлас-определитель «От земли до неба», с. 207—220; наборы пластилина на партах и счётные палочки; у учителя на столе кубик, тарелка, мяч; электронное приложение; слайды с изображением звёздного неба

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

• П Предлагает учащимся закрыть глаза и представить ночное звёздное небо описать, какие чувства, эмоции они при этом испытывают.

П — А теперь представьте, что наступило утро, день. Что изменилось?

П, Л — Когда небо красивее: днём или ночью? Почему мы не можем однозначно ответить на этот вопрос?

• М Организует работу с учебником: читает учебную задачу на с. 18, предлагает выделить непонятные слова, отметить то, что особенно заинтересовало

• П Описывают словами зрительные образы.

• П Отвечают на вопрос.

• П Высказывают собственное мнение, обосновывают его.

• М Участвуют в постановке учебной задачи урока

2. Актуализация необходимых знаний

• М Организует работу в парах: вспомнить, каким бывает небо днём и ночью, что можно увидеть на небе.

• П, М Обобщает наблюдения учащихся, записывает на доску объекты дневного и ночного неба

• М Работают в парах: рассказывают о своих наблюдениях

3. Организация познавательной деятельности

• П Демонстрирует учащимся куб, тарелку и мяч (предметы или картинки в электронном приложении), спрашивает: какой из этих предметов похож на Солнце (по форме, цвету, размеру). Особое внимание обращает на форму Солнца (не круг, а шар).

• М Предлагает выполнить модель Солнца: выбрать материал нужного цвета и фактуры, скатать пластилиновый шарик, сравнить свою модель с моделью соседа по парте. Для опоры предлагает использовать рисунок в учебнике на с. 18.

П — Чем похожа наша модель на настоящее Солнце и чем отличается? (Похожа формой и цветом, отличается размером.) Одинакового ли размера получились у нас модели, почему? (Получились разные, потому что мы делали модели произвольного размера.)

П, М — Что ещё кроме Солнца мы можем увидеть на небе днём?

М — Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Как вы думаете, одинаково ли будут смотреть на облака художник и учёный? На что будет обращать внимание каждый из них?

• М Предлагает учащимся выступить в роли учёных-наблюдателей: определить задачу наблюдения, условия наблюдения, форму фиксации результатов.

• М Организует работу с рабочей тетрадью (задание 1 на с. 10): соотнести свои наблюдения с рисунком в тетради.

• П Спрашивает, можно ли наблюдать за Солнцем так же, как за облаками, сообщает о том, что Солнце — не просто шар, а горячий, раскалённый, пылающий. Обращает внимание на правила безопасности для глаз при наблюдении за Солнцем.

— Солнце и облака мы видим на небе днём, а когда наступает ночь, на небе появляются Луна и звёзды.

• М Демонстрирует слайды с изображением звёздного неба, читает описание звёздного неба из атласа-определителя (1—2 абзаца на с. 208). Спрашивает, знает ли кто-нибудь, что такое созвездие. Сообщает о том, что люди издавна объединяли звёзды в различные фигуры — созвездия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. Рассказывает легенду о его появлении (атлас-определитель, с. 209).

• М Организует работу с иллюстрацией в учебнике (с. 19): рассмотреть созвездие Большая

Медведица, определить, сколько звёзд оно объединяет, какой предмет напоминает фигура, образованная звёздами. (Ковш.)

• П Предлагает найти созвездие на звёздном небе: электронное приложение.

• М Организует самопроверку с помощью задания 2 на с. 10 учебника.

• М Предлагает создать в парах модель созвездия Большая Медведица: определить материалы, договориться о распределении обязанностей.

• М, Л Мотивирует учащихся к работе с научным дневником (с. 2, 3), определяет программу наблюдений за созвездием Большой Медведицы и Луной. Обращает внимание на особенности предлагаемых наблюдений (продолжительность, регулярность)

• П Отвечают на вопрос, обосновывают свой выбор.

• М Самостоятельно выполняют модель Солнца из пластилина, сравнивают результаты в паре.

• П Отвечают на вопрос.

• М Рассуждают об особенностях наблюдения.

• М Совместно с учителем составляют программ наблюдения:

— задача наблюдения — определить форму облаков;

— условия — через окно (если позволяют условия школы, можно выйти на улицу);

— фиксация результатов — рисунки на доске.

• М Соотносят наблюдения с рисунком в тетради, отмечают облака, которые увидели во время наблюдения.

• М Рассматривают изображение звёздного неба, слушают текст.

• М Анализируют иллюстрацию в учебнике.

• П Несколько учеников по очереди или вместе определяют очертания

Большой Медведицы, работая на компьютере или интерактивной доске с заданием в электронном приложении к учебнику.

• П, М Самостоятельно соединяют линиями точки, чтобы получился ковш Большой Медведицы, проверяют работу в парах и по учебнику.

• M B парах создают модель созвездия с помощью пластилина и счётных палочек.

• М, Л Определяют план совместных со взрослыми наблюдений

4. Подведение итогов

• М Организует самопроверку достижения учебной задачи урока: прочитать (прослушать) вопросы в учебнике (с. 19), проверить себя, прочитав вывод Мудрой Черепахи в учебнике и с помощью презентации в электронном приложении к учебнику; оценить свои знания с помощью смайликов.

П — Над какими новыми умениями работали на уроке? (Наблюдать, моделировать.)

— Что больше всего заинтересовало на уроке, о чём хочется узнать больше?

• П, Л Знакомит с возможными источниками информации по теме урока и с творческими заданиями

• М Читают (слушают) вопросы, отвечают на вопросы, читают вывод в учебнике, смотрят презентацию, оценивают результаты работы на уроке.

• П Отвечают на вопросы.

• П, Л Слушают

Дополнительный материал: Атлас-определитель «От Земли до неба»

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Указ. соч.

• используя модель, рассказать о форме, размерах, цвете Солнца;

• найти на ночном небе Луну, созвездие Большая Медведица

Дополнительные творческие задания:

• экскурсия в планетарий;

• создать из пластилина и счётных палочек модели созвездий Солнечной системы (используя атлас-определитель)

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения