НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК

Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Окружающий мир» учебно-методического комплекса «Перспектива». Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Настоящее пособие посвящено описанию возможного хода уроков и внеурочной деятельности по программе 2 класса курса «Окружающий мир». Тематическое содержание программы 2 класса посвящено теме «Круглый год в природе и культуре», чрезвычайно значимой в жизни как отдельного человека, так и целого общества. Важность её подтверждается тем, что с древних времён ритмичная смена сезонов года была этически и эстетически осмыслена разными народами в соответствии с их хозяйственной деятельностью в определённых природно-климатических условиях и в тесной связи с ведущими культурообразующими верованиями, характерными для' того или иного исторического времени. В результате усилиями многих народов было создано такое универсальное культурное явление, как календарь, помогающее каждому человеческому сообществу и каждому человеку выстраивать свою жизнь в течение года соразмерно круглогодичным природным и культурным ритмам.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника для 2 класса даёт возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественнонаучных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребёнка системно переключается на разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отражённой в ритмичном чередовании труда и праздников в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

От урока к уроку учащиеся знакомятся с жизнью природы и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, экологических связях, правилах поведения человека в природе, необходимых для её сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Внимание учителя постоянно должно быть сосредоточено на осуществлении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

Главные педагогические подходы в работе учителя во 2 классе остаются теми же, что и в 1 классе, — коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Как и в 1 классе, с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.

Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой для 2 класса способствует достижению следующих личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества. Учебник для 2 класса начинается темой «Мы — союз народов России». В ней раскрывается значение понятия «Российская Федерация», предлагается работа с политико-административной картой нашей страны, вводится представление об основных, традиционных для России религиях, рассказывается о консолидирующей роли русского языка как государственного, обеспечивающего межнациональное (межэтническое) общение.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Во 2 классе самой структурой учебника и каждого его раздела закладывается основа целостного восприятия ребёнком окружающего мира в многообразии природы, народов и культур. Например, в каждом разделе предусмотрена тема «Будь здоров!», знакомящая учащихся с играми разных народов России. Природоведческие темы учебника вводят школьников в мир природы во всём её многообразии: красота природы в разные времена года, связи в природе и пр.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Достижение данного результата является конечной целью практически всех учебных тем, разделов и проектов, предлагаемых в рубрике «За страницами учебника», во всех учебниках для 1—4 классов. Во 2 классе таковы, например, темы «Народные праздники в пору осеннего равноденствия», празднование Нового года в разных культурных традициях и др.; проекты, посвящённые знакомству с календарными праздниками народов своего края, и многие другие разделы и темы учебника.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Курс в целом формирует систему познания окружающего мира, в том числе в динамике его изменения и развития. В учебнике для 2 класса в смежных темах «Погода» и «Народный календарь» предлагается сравнение научных и народных способов прогнозирования изменений в погоде. Развитию способности к адаптации ребёнка в изменяющемся мире служат задания, направленные на формирование различных практических навыков, которые отрабатываются при изучении природы и общества (например, темы «Грибы» и «Осенний труд»).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах (например, тема «Календарь — хранитель времени, страж памяти» во 2 классе: «Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?»), рубрика «Поиграем» вводит в учебную деятельность привлекательный для младших школьников игровой компонент (например, тема «Времена года» во 2 классе: «Придумайте и разыграйте сценки из жизни природы в разные времена года»). Достижению названных результатов помогает тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Представление о нравственных нормах во 2 классе, например, формируется в теме «Зима — время науки и сказок»: на основе сравнения и анализа даргинской и русской сказок, сопоставления их с аналогичными сказками и пословицами народов своего края и собственными наблюдениями предлагается осмыслить значимость такого важного человеческого качества, как щедрость. Следующая тема в этом же учебнике — «Зимние праздники» — формирует представление о культурных нормах и традициях общения и поведения в праздничные дни и т. д. Кроме того, в учебниках выделена группа заданий «Работаем самостоятельно». Эти задания отмечены условным знаком.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Их формируют как сами тексты, так и иллюстративный ряд в учебниках для 1—4 классов. Тексты обращают внимание ребёнка на красоту изучаемых объектов природы, предметов и явлений культуры, внешнего и внутреннего облика человека. Например, в учебнике для 2 класса своеобразную красоту разных сезонов года передают репродукции картин художников И. И. Левитана, А. А. Пластова, И. С. Остроухова, А. С. Степанова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и др.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Формированию данного личностного результата уделяется первостепенное внимание во всех учебниках. Работа ведётся в трёх направлениях: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Во 2 классе этому служат учебные тексты (например, тема «Охрана природы зимой» и многие другие). Для воспитания отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им предусмотрены краткие словесные портреты, воссоздающие значимые моменты из жизни и творчества художников, учёных, исторических деятелей, широко представленные в Приложении «Странички Умного Совёнка» во всех четырёх учебниках. Во 2 классе, например, это биографические этюды, посвящённые И. И. Левитану, А. С. Степанову, А. И. Куинджи.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. В учебниках предусмотрена планомерная работа в парах, группах, со взрослыми. Данные задания отмечены соответствующими условными знаками. Таково, например, задание для работы в паре: «Используя глобус, придумайте маршрут кругосветного путешествия. Какие средства транспорта вам понадобятся?» (тема «Наш «космический корабль» — Земля»).

На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты и мероприятия, предлагаемые в рубрике «За страницами учебника». Например, в учебнике для 2 класса: «Проведите один или несколько весенних и летних праздников по обычаям народов вашего края» (завершение раздела «Весна и лето»).

Поскольку у младших школьников навыки общения в коллективе, умения подчиняться правилам поведения в группе эффективно развиваются в игре, в учебники, кроме заданий, выполняемых парами и в группах, включено большое количество игр, которые традиционно учат детей общаться и разрешать конфликты, спорные ситуации. В каждом из четырёх разделов учебника для 2 класса вводится тема «Будь здоров!», где, в том числе приводится описание правил детских игр народов России. Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе, учатся соблюдать правила и разрешать конфликты.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Во 2 классе это повторяющаяся тема «Будь здоров!».

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат творческие задания, представленные во всех учебниках в рубриках «Обсудим», «Подумаем», «За страницами учебников», и учебные проекты, планы которых развёрнуты в рабочих тетрадях. Достижению этой цели служит также знакомство с трудом людей в разных сферах, с профессиями, с творчеством художников и учёных, как отечественных, так и зарубежных. Во 2 классе это представлено в темах, посвящённых сезонным видам труда («Осенний труд», «Зимний труд», «Весенний труд», «Летние праздники и труд»).

Согласно требованиям ФГОС, метапредметные результаты должны способствовать достижению определённых навыков.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления целей. В учебниках, начиная со 2 класса, на шмуцтитулах каждого раздела перечислено, что именно дети узнают и чему научатся. Так перед учащимися ставятся цели и задачи учебной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции (например, «Рассмотри картины художников», «Сочини рассказ по картинам», «Придумай своё присловье» и т. п.), которые намечают основное направление поиска средств осуществления учебной деятельности.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Во 2 классе в ходе работы над темами (например, «Мы — союз народов России») учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках (Атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне», словари, путеводители и т. п.) необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу по своему краю, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Его достижению, во-первых, служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд, Приложение, рубрики «Подумаем», «Обсудим», «Поиграем», «Проверим себя», система навигации в пространстве учебника. Во-вторых, образцы способов достижения результата, приводимые в учебниках, например определение количества дней в каждом месяце (тема «Месяц и год»).

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. В учебниках широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы. Так, во 2 классе названные средства применяются в темах «Мы — жители Вселенной», «Месяц и год», «Экологический календарь» и др. А моделирование систематически применяется, например, в учебнике для 2 класса в темах «Невидимые нити в осеннем лесу», «Невидимые нити в зимнем лесу», «Невидимые нити в весеннем лесу» и др.

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Задания практически во всех темах учебников для 1—4 классов побуждают к активному использованию речевых средств. Например: «Рассмотрите рисунок. Опишите (устно) внешний вид полыни, крапивы, птичьей гречишки, подорожника» (тема «Трава у нашего дома») или «Сочини рассказ по картинам. Используй старинные названия летних месяцев» (тема «Лето красное»).

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме. Данный результат формируется содержанием учебников для всех классов, так как в них представлены тексты различных стилей и жанров: произведения устно-поэтического творчества народов России и мира (пословицы, поговорки, загадки, притчи, сказки, легенды), фрагменты из авторской художественной прозы, тексты учебно-познавательного характера, цитирование государственных документов и др. Так, например, в учебнике для 2 класса сочетаются учебно-познавательный текст и пересказ древнегреческой легенды о созвездии Большая Медведица (тема «Звёздное небо осенью»).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Достижению этих целей служит обширный материал в учебниках для каждого класса. Во 2 классе: «Рассмотри рисунок. Сравни осеннюю окраску листьев разных растений» (тема «Деревья и кустарники осенью»: сравнение, анализ, выявление специфических особенностей); «Рассмотри рисунки и фотографии. Расскажи, что ты знаешь об этих явлениях погоды» (тема «Погода»: обобщение представлений о погодных явлениях с целью определения понятия «погода»). Также во 2 классе детям систематически требуется строить рассуждения об экологических связях по аналогии с прочитанным рассказом, устанавливать причинно-следственные отношения при знакомстве с сезонными изменениями в природе и т. п.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Достижению этого результата способствуют все учебники для 1—4 классов, которые созданы в соответствии с основным содержанием курса «Окружающий мир» с ориентацией на третий вариант Примерной тематической программы курса с акцентом на социально-гуманитарной её составляющей, материал которой изложен в данной авторской программе с позиций системно-деятельностного и культурологического подходов.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Базовыми предметными понятиями данного курса являются понятия «природа», «культура», «человек», «общество». Базовые межпредметные понятия: взаимодействие, развитие, история, жизнь, творчество, причина, следствие, результат, время, пространство, модель. Освоение этих понятий идёт по принципам и способами, примеры которых приводились в части «Личностные результаты», пункт 2.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. УМК «Окружающий мир» обеспечивает формирование этого умения в процессе учебной деятельности, организуемой учителем. При этом показаны конкретные образцы, нормы, идеалы, алгоритмы проведения опытов, построения рассуждений, высказываний, умозаключений, схемы, модели мира природы, социума, внутреннего мира человека. Тем самым педагогу дан материальный или идеальный инструментарий для развития познавательной, творческой активности учащихся.