В ФЕВРАЛЕ ЗИМА С ВЕСНОЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВПЕРВОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

В ФЕВРАЛЕ ЗИМА С ВЕСНОЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ ВПЕРВОЙ - ЗИМА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

• знать, когда в народе отмечали первую встречу весны;

• характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

Метапредметные результаты:

• готовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и выбрать весёлую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края;

• инсценировать обход дворов на Масленицу по традициям своего края;

• планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края.

Личностные результаты:

• осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье.

Оборудование. У учителя — волшебный клубочек; магнитофон, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретения Господня; выписанная на полоску бумаги примета: «На Сретение снежок — весной дожжок». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Изготовьте наклейку для демонстрации на уроке даты праздника Сретения Господня на настенном календаре. Для этого из куска картона или плотной бумаги вырежьте круг или овал и компактно напишите на нём название праздника. С обратной стороны значка наклейте кусочек двухстороннего скотча.

Выпишите на полоску бумаги примету: «На Сретение снежок — весной дожжок». С обратной стороны наклейте кусочек двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Целеполагание. В начале урока учитель говорит: «Ребята, послушайте, пожалуйста, прогноз погоды в стихах:

На дворе карусель —

На дворе карусель —

То метель,

То капель,

То мороз,

То опять

То январь,

То апрель.

Никуда не пойдёшь,

А пойдёшь —

Пропадёшь.

Надо шубу снимать.

Лучше дома сидеть,

Из окошка глядеть.

В. Степанов

К какому зимнему месяцу подходит такой прогноз? Отчего так получается, что в феврале и правда можно за один день оказаться и в апреле, и в январе? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим и обозначим корень в словах «межень», «межа», «между» и попробуем объяснить значение слов «межень» и «межа». (Учитель пишет слова на доске, опрашивает детей, затем один из учеников выполняет задание на доске.) Как вы думаете, может ли выделенный нами корень быть отдельным словом? В каком случае? Приведите пример. Может быть, кто-то вспомнит народную загадку, где корень «меж» равен целому слову?» В случае затруднения учитель подсказывает загадку ученикам: «Меж двух светил Я в средине один». Спрашивает мнение класса о том, какая отгадка подходит к этой загадке. Ещё раз произносит загадку, дотрагиваясь при этом до глаз и носа. Дети повторяют за учителем слова и движения.

Аналитический этап. Учитель: «Вот мы и отгадали загадку. (Нос.) Нашли слово «меж». Но как это связано с февралём и февральской погодой? Может быть, нам поможет название темы сегодняшнего урока. Кто хочет прочитать его? (Один из учеников читает вслух название.) Значит, если переделать нашу загадку и посвятить её февралю, то между какими «светилами» он оказывается? (Между зимой и весной.) Весна встречается с зимой в этом месяце, поэтому так часто и меняется погода февраля. А каково место февраля среди зимних месяцев? Какое место по порядку занимает месяц февраль в современном календаре? Да, вы совершенно правы: февраль — последний месяц зимы и второй месяц нашего календаря».

Тренировочные упражнения. Далее дети выполняют задание № 1 на с. 22 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель продолжает: «А теперь познакомимся с ещё одной особой чертой февраля. Оказывается, у некоторых народов год только начинается в феврале. Вот послушайте!» Учитель читает детям текст на с. 40 учебника, посвящённый восточному календарю.

Учитель: «Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным Новым годом для тех, кто живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей по планете, больше узнать о мире. Но некоторые народы нашей страны, исповедующие буддизм (помните, мы уже говорили с вами, что на Земле есть разные религии, и одна из них — буддизм), Новый год отмечают в феврале. Послушаем рассказ об этом событии*. Учитель включает запись бурятской народной музыки, читает первый абзац текста «Праздник Белого месяца» на с. 41 учебника, показывает на карте России расположение Республики Бурятия, отмечает заметным знаком столицу республики город Улан-Удэ. Второй абзац текста читают сами дети по одному предложению, по очереди перекидывая клубочек от одного чтеца к другому.

Затем учитель задаёт вопросы, выбирая отвечающего с помощью клубочка: «На какой месяц приходится Новый год по восточному календарю? Как отмечают праздник Белого месяца в Бурятии?» Учитель просит сравнить между собой настроение и некоторые особенности празднования Нового года по общегражданскому календарю и по старинному восточному. (Когда читаешь о празднике Белого месяца, понимаешь, что у всех народов больше всего ценятся гостеприимство, дружба, уважение и любовь детей к родителям и родителей к детям, здоровье, долголетие. Все любят праздники, веселье, забавы. Это общая черта празднования Нового года у всех народов на Земле.)

Далее учитель предлагает детям поговорить ещё об одном празднике, который чаще всего приходится на февраль. Он включает запись масленичных песен (общераспространённых или принятых в своём крае) и говорит: «Каким весёлым праздником во многих уголках России принято провожать зиму? Какие вы знаете масленичные традиции? От какого слова происходит название этого праздника? Кто знает пословицы о Масленице? Как вы думаете, о чём говорится в пословице: «Не всё коту масленица, придёт и Великий пост»? (О том, что после масленичных гуляний приходят строгие дни поста, когда люди стараются ограничивать развлечения, чтобы подготовиться к весеннему празднику, празднику праздников — Пасхе.) Но пока шумят масленичные гулянья, и мы поучаствуем в проводах зимы. (Учитель читает текст на с. 42 учебника, посвящённый Масленице.) Наверное, все вы знаете короткую песенку о блинах, которые пекут на праздник. Давайте её вместе споём:

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Ох, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Зиму проводили Масленицей. Но ведь февраль — встреча весны с зимой. Когда же по народному обычаю первая встреча весны? В самой середине месяца, 15 февраля. Кто хочет выделить этот день в календаре наклейкой? (Один из учеников отмечает наклейкой день в календаре.) Теперь подробнее узнаем об этом дне. Слово «Сретение», наверное, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу. 15 февраля православные люди празднуют день Сретения, т. е. встречи святого Симеона с Младенцем Христом, Которого Его Мать и старец Иосиф принесли в храм.

Этот день и раньше был очень важным в православном календаре, запоминающимся в жизни людей. Поэтому он стал для земледельцев днём-погодоуказателем, как и дни святого Николая, о которых мы уже с вами говорили. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.

Давайте проверим сретенскую примету: «На Сретение снежок — весной дожжок». Эту примету я сейчас наклею в календарь, на страницу последнего месяца весны. Какой это месяц? Вот в мае мы и проверим, сошлась ли примета с весенней погодой нынешнего года».

Тренировочные упражнения. Учитель продолжает: «Что говорится в народной примете на урожай по погоде 15 февраля? Можете найти подсказку в учебнике». Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос на с. 42 учебника. Учитель проходит по рядам. Ученики показывают найденную примету. Затем кто-либо из детей зачитывает её вслух. Потом учащиеся выполняют задание № 2 на с. 22 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель говорит: «На уроке мы много говорили о праздниках конца зимы в разных календарях. Может быть, кто-то знает, какие праздники еврейского, мусульманского и других старинных календарей приходятся на зиму текущего года? Как провожают зиму на Масленицу? Какие традиции проводов зимы на Масленицу вам больше всего нравятся? Как вы относитесь к появлению в нашей стране новых новогодних обычаев, связанных с китайским народным календарём? Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них — душа, сердце народа!»

Выводы и обобщения. В заключение урока учитель спрашивает: «Можем ли мы сказать в конце нашего занятия, что февраль — особый зимний месяц? В чём его особенность? Какой один из самых любимых в России зимне-весенних праздников?» — и вместе с детьми подводит итог урока: «Вот мы с вами и сделали вывод из нашего занятия: февраль — особый зимний месяц. И праздники в эту пору у разных народов особые, зимне-весенние. В России один из любимых — Масленица».

Региональный компонент. Расскажите детям о местных обычаях празднования рубежа зимы и весны по старинным календарям народов своего края (Новый год, Белый месяц, проводы зимы и др.).

Физкультминутки. Свободные танцевальные движения под масленичную музыку.

Можно разыграть масленичный обход дворов со словами песенки:

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тётушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Класс делится на две группы. Сначала одна группа обращается со словами песенки к другой группе. Поющие пританцовывают под песенку. Хозяева изображают движениями, как они открывают двери, кланяются гостям и благодарят их за песенку, угощая блинами и оладьями. Затем группы меняются ролями.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 40—43 учебника, задания № 3 и 4 на с. 23 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Обсудите вместе с ребёнком и запишите в рабочую тетрадь на с. 23 домашний рецепт блинов (или другого национального блюда). По возможности приготовьте его вместе с ребёнком для общей семейной трапезы. Любым возможным для вас способом выделите масленичную неделю из череды других дней. Понаблюдайте за приметами приближающейся весны.