НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ - ВЕСНА И ЛЕТО - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;

• выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах;

Метапредметные результаты:

• рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;

• извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

• анализировать рисунки и схемы в учебнике;

• соотносить их между собой;

• сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре;

• моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем;

• рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу;

• использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке.

Личностные результаты:

• осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель проверяет выполнение учащимися заданий № 2 и 4 на с. 48—49 рабочей тетради. Если у детей возникли трудности при выполнении задания № 2, учитель может помочь им, используя свои фенологические наблюдения и соответствующие записи. После проверки выполнения заданий в рабочей тетради несколько учеников разыгрывают подготовленную дома сценку из весенней жизни зверей.

Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока, как и предыдущих уроков, посвящённых экологической проблематике, является первый куплет и припев песни И. Николаева «Расскажите, птицы». Учитель спрашивает, догадались ли дети, о чём пойдёт речь на уроке.

Во вступительной беседе необходимо актуализировать знания, полученные детьми на уроках по экологии в осеннее и зимнее время. Эту беседу можно провести по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Если дети забыли материал, особенно осенний, учитель помогает им наводящими вопросами или обращением их к соответствующим страницам учебника, в том числе и I части (с. 102—105 I части; с. 36—38 II части).

Аналитический этап. Изучение нового материала можно организовать по-разному: 1) как рассказ учителя с применением интерактивной доски, 2) как чтение текста на с. 90—93 учебника с комментариями учителя или 3) как пошаговую подачу информации. В настоящем пособии будет кратко рассмотрен способ пошаговой подачи информации.

I шагом является усвоение детьми того, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, осуществляют опыление растений. Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что польза для растений и животных является двусторонней. Обобщая ответы детей, учитель подчёркивает, что не только ива, но и все растения с яркими цветками, сильным запахом и нектаром (медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня) приспособились к опылению их насекомыми. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, берёза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал первой части урока при выполнении задания № 1 на с. 50 рабочей тетради.

Аналитический этап. II шаг посвящён изучению пищевой цепи «растения → насекомые → птицы». Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 92 учебника. В данном случае связь между деревом и птицей является не прямой, а опосредованной, и второклассникам бывает трудно её понять. Учитель задаёт следующие вопросы, комментируя ответы детей: «Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчёлы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, они одновременно опыляют растения. А вот гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? Что будет, если гусениц будет слишком много? Кто может помочь деревьям? Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами? Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц? Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка — плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнёзда к другим птицам, чтобы они вскармливали кукушонка мошками и съедобными гусеницами. Получается, что кукушка приносит двойную пользу. Таким образом, птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса».

Тренировочные упражнения. Закрепляется материал второй части урока при выполнении задания № 3 на с. 51 рабочей тетради.

Выводы и обобщения. Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 93 учебника.

В конце занятия учитель или один из учеников читает вывод урока в учебнике.

Региональный компонент. В классах школ регионов Крайнего Севера и полупустынных районов Калмыкии необходимо акцентировать внимание на яркости цветов в тундре (полупустыне), так как время цветения там скоротечно, а насекомых мало. В классах школ горных районов страны можно указать, что у многих насекомых стали укороченными крылышки, чтобы ветер не заносил их на большую высоту, где нет для них пищи.

Физкультминутки можно провести под музыку первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы».

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 90—93 учебника, задания № 2 и 4 на с. 51 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 51 рабочей тетради.