ЖИВОТНОВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Окружающий мир 4 класс - поурочные разработки

ЖИВОТНОВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели:

1. Сформировать понятие «породы домашних животных».

2. Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в крае.

3. Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить.

Оборудование: рисунки и фотографии «На молочной ферме», «На пастбище», «Конезавод», «Кролиководство», «На птицеферме», «В рыболовном хозяйстве», «На пасеке»; схема «Отрасли животноводства».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Ребята, отгадайте загадки – и вы узнаете тему нашего урока.

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова.)


Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Свинья.)


Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает?

(Баран, овца.)


У кого рога длиннее хвоста?

(Коза.)

Учитель выставляет на доске рисунки с изображением этих животных.

Учитель. К какой группе относятся эти животные? Что у них общего?

Ученики. Это домашние животные.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с другой отраслью сельского хозяйства – животноводством. Узнаем, как человек разводит домашних животных.


II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+», если неверное – то «–».

1) Главными зерновыми культурами являются овес, ячмень, рожь, пшеница.

2) К овощным культурам относятся капуста, абрикос, персик.

3) Масло получают из подсолнечника и льна.

4) Жука с десятью черными полосками называют майским.

5) Врагами тлей являются канюки.

6) От мышей и полевок урожай защищают совы, пустельги.

7) Гусениц яблонной плодожорки уничтожают скворцы.

8) К плодовым культурам относятся яблоки, груши, томат.

9) Врагами колорадского жука является жужелица.

10) Златоглазки, божьи коровки, скворцы – хищники.

Ответы: + – + – – + + – + + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

На доске запись:


Учитель предлагает составить цепи питания; указать, кто отвечает за экологическое равновесие; ответить на вопрос, как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека.


III. Работа над новым материалом.

Учитель. Теперь мы знаем, что животноводство тоже зародилось на заре человечества. С тех пор оно претерпело множество изменений. Причем каждая местность имеет свои особенности. Одних животных разводят больше, других совсем не разводят. Подумайте, от чего это зависит.

Ученики. От природных условий.

Наша страна расположена в холодном и умеренном тепловом поясе, значит, есть разные погодные условия, разная земная поверхность, разные формы рельефа. В разных природных зонах – разная растительность и разные животные.

Учитель. Что же обозначает слово «животноводство»? (Учащиеся дают ответы.)

Учитель. Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, рыб, пчел и др.

Животноводство – это большая отрасль. Она делится на несколько частей.

Учитель открывает на доске схему:

Знакомство с отраслями животноводства проходит по группам. Учащиеся класса заранее делятся на четыре группы. Каждая группа обозначена карточками с названием изучаемых отраслей. Учитель раздает задание каждой группе. Учащиеся работают 10 минут, после чего представители каждой группы делают сообщение. Учитель обобщает выступление каждой группы и дополняет.

1. Название отрасли.

2. Чем занимается отрасль, ее особенности.

3. Получила ли развитие в нашем крае.

Задания для I группы (разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота):

1) учебник, с. 216;

2) рисунки и фотографии «На молочной ферме», «Выпас отар на пастбище».

Задания для II группы (свиноводство, коневодство):

1) учебник, с. 216–217;

2) рисунки и фотографии «Конезавод», «На свинокомплексе».

Задания для III группы (кролиководство, птицеводство):

1) учебник, с. 219–220;

2) рисунки и фотографии «На птицеферме», «Кролиководство».

Задания для IV группы (рыболовство, пчеловодство):

1) учебник, с. 220–221;

2) рисунки и фотографии «На пасеке», «В рыболовном хозяйстве».


Физкультминутка

Учащиеся повторяют упражнение за учителем.

Я на пасеку пришел,

Не боясь сердитых пчел.

Там у нас весь день-деньской.

От восхода дотемна,

Пчел гудит веселый рой,

Как басовая струна.


IV. Закрепление изученного.

Учитель. Что такое животноводство? Какие отрасли животноводства вы узнали?

Учитель предлагает отгадать загадки про животных и назвать отрасль животноводства.

1. Он в мундире ярком,

Шпоры – для красы.

Днем он забияка,

Поутру – часы.

(Петух, птицеводство.)

2. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица.

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

(Коза, разведение мелкого рогатого скота.)

3. Пятак есть,

А ничего не купит.

(Свинья, свиноводство.)

4. Посреди двора

Стоит копна.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

(Корова, разведение крупного рогатого скота.)

5. По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.

(Овца, разведение мелкого рогатого скота.)

6. С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

(Рыба, рыболовство.)

7. Явился в желтой шубке:

– Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок, птицеводство.)

8. Деловитая хозяйка

Пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела, пчеловодство.)

9. В воде купался, а сух остался.

(Гусь, птицеводство.)

10. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик, кролиководство.)

11. Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Конь, коневодство.)

12. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я?

(Олень, оленеводство.)

Далее учитель проводит игру «Узнай по описанию».

К доске выходит ученик, описывает животное. Учащиеся должны угадать животное, назвать отрасль животноводства.


V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 222 учебника.


Домашнее задание.

С. 214–222. Ответы на вопросы «Проверь себя».