ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

Окружающий мир 4 класс - поурочные разработки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

Цели:

1. Дать представление учащимся о том, насколько велика наша страна.

2. Познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями, занятиями.

3. Познакомить учащихся с историей знаменитых городов России, достопримечательностями.

4. Развивать устную речь, кругозор.

5. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации с изображением достопримечательностей России, физическая карта, карточки с номерами заданий, «парусники» для дидактической игры.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Решите ребус – и вы узнаете название страны, по которой мы будем путешествовать.


Ученики. Россия.

Учитель. Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по России, познакомимся с народами, населяющими нашу страну, побываем во многих городах.


II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выполняют работу по карточкам.

I вариант

№ 1. Найди лишнее:

а) День медика, День учителя, День Конституции;

б) день рождения, Новый год, свадьба;

в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы.

№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 декабря – это день … (Конституции). День учителя, День водителя, День строителя – это … (профессиональные) праздники. Праздник со слезами на глазах – это День … (Победы).
8 Марта – это Международный … (женский) день. День России мы отмечаем … (12 июня).


II вариант

№ 1. Найди лишнее:

а) День России, день рождения, День Конституции;

б) свадьба, День учителя, День строителя;

в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы.

№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 июня – это день … (России). День шахтера, День химика, День геолога – это (профессиональные) праздники. 23 февраля мы отмечаем праздник – День … … (защитника Отечества). День Государственного флага России мы отмечаем … (22 августа).

Дети сдают работы на проверку. Далее учащиеся оценивают выставку поздравительных открыток. Выбирают лучшие.

Учащиеся демонстрируют календари профессиональных праздников своих родителей.


III. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Велика наша страна. Мы побываем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в старых русских городах, на юге России. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.

Вы узнаете географию и историю России, поэтому в путешествие отправляетесь самостоятельно.

Учащиеся будут работать группами. Задания-маршруты лежат на столе у учителя номером вверх, на обратной стороне указано задание.

Маршрут № 1 – «Дальний Восток и Сибирь России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–186 учебника).

Маршрут № 2 – «Урал и Русский Север» (группа учащихся изучает материал на с. 187–194 учебника).

Маршрут № 3 – «Путешествие по Волге и по югу России» (группа учащихся изучает материал на с. 198–205 учебника).

На физической карте России учащиеся прикрепляют красные флажки, где будут сделаны остановки в большом путешествии: Дальний Восток, Сибирь, Урал и т. д.

Учитель. Изучите материал и расскажите о каждом уголке России по плану:

1. Какие народы населяют.

2. Занятия и обычаи населения.

3. Знаменитые города.

4. Достопримечательности.

Учащиеся работают самостоятельно 10 минут.

Заслушиваются ответы детей по маршрутам № 1 и № 2.

Учащиеся класса заполняют таблицу «Путешествие по России».


Остановка

Народы

Обычаи и занятия населения

Города

Достопримечательности

Дальний Восток

Чукчи, коряки, удэгейцы и др.

Оленеводство

Владивосток

Бухта Золотой Рог

Сибирь

буряты, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы, ненцы, эвены, эвенки, ханты, манси и др.

Охота на пушного зверя, праздник кумыса, сурхарбан

Якутск

Улан-Удэ

Иркутск

Красноярск

Дудинка

Тобольск

Институт Мерзлотоведения, мост длиной

в 2 км, природный заповедник «Столбы», Кремль в Тобольске

Урал

башкиры, русские и др.

Металлургия, добыча самоцветов

Златоуст

Челябинск

Екатеринбург Уфа

Оренбург

Каповая пещера, обелиск Европа–Азия

Русский Север

Карелы, коми
и др.

Деревообработка, строительство, резьба по кости, мореплавание

Архангельск

Вологда

Псков

Церковь на острове Кижи, Вологодский кремль, Псковский кремль


Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Учитель знакомит учащихся с гербами старинных русских городов на с. 195 учебника. Далее заслушиваются ответы группы учащихся «Путешествуем по Волге и югу России». Учащиеся класса продолжают заполнять таблицу «Путешествие по России».


Остановка

Народы

Обычаи и занятия населения

Города

Достопримечательности

На Волге

Марийцы, чуваши, мордва, татары, калмыки

Растениеводство, праздники, посвященные земле-кормилице, Хохломская роспись по дереву, татарский праздник плуга – сабантуй, национальный калмыцкий чай, животноводство

Ярославль, Кострома, Нижний Новгород (село

Хохлома), Казань, Саратов,

Волгоград, Астрахань,

Элиста

Первый в России театр, Нижегородский кремль, башня Сююмбике, Мамаев курган, монумент «Родина-мать»

Юг России

Более 30 народов: аварцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ногайцы, ингуши и др.

Полеводство, курорты России, зона отдыха

Ростов-на-Дону

Ставрополь

Краснодар

Новороссийск

Нальчик

Пятигорск

Кисловодск

Грозный

Махачкала

Цемесская бухта, минеральные воды Кавказа


IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Какие народы России ты знаешь?

– Какие обычаи и традиции народов России тебе запомнились?

– Расскажи о городах, которые тебе запомнились.

Дидактическая игра «Города России»

Учитель вывешивает на доске парусники из цветной бумаги. На них какие-то надписи – кораблики перепутали свои паруса. Догадайтесь, в какие русские города плывут эти парусники!


Ответы: Казань, Вологда, Улан-Удэ, Иркутск, Уфа, Рязань.

Учащиеся называют города и рассказывают, что они знают об их географии и истории.


V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 205 учебника.


Домашнее задание.

С. 205. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания.