Молодежь - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Молодежь - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс

Цель урока: познакомить учащихся с существующими проблемами молодежи; раскрыть причины этих проблем.

Основные понятия: молодежь, психологические особенности молодежи, социальный статус молодежи.

План урока:

1. Объективные критерии молодости.

2. Проблемы молодежи, связанные с вхождением в социум.

3. Психологические проблемы молодежи и их причины.

4. Индивидуальные критерии молодости.

Тема урока является чрезвычайно актуальной для десятиклассников, поэтому наиболее целесообразно урок провести с использованием активных методик.

Начать урок следует с предложения школьникам подготовить ответы на следующие вопросы (вопросы желательно написать на доске):

1. Что называют социальной группой?

2. Какие социальные группы вам известны?

3. Какие группы называют демографическими? Привести примеры социальных групп.

4. Чем демографическая группа отличается от социальной группы?

Лучше, если работа над ответами будет проводиться в группах и каждая группа ответит на один из вопросов.

Для сосредоточения внимания школьников на узловых проблемах рекомендуем учителю начать работу с объяснения вопросов, связанных с установлением объективных критериев молодости.

Разбор следующих двух подзаголовков § 20 «Социальный статус молодости» и «Психологические особенности молодежи» можно организовать с использованием одной из модификаций приема «учимся сообща».

При организации учебной деятельности с помощью данного приема важно, чтобы класс был разделен на положительное количество групп, например на 6. В этом случае группам 1 и 2 дается задание подготовить объяснение содержания подзаголовка «Социальный статус молодости», а группе 3 — вопросы к этому же подзаголовку; группы 4 и 5 соответственно готовят объяснение подзаголовка «Психологические особенности молодежи», и группа 6 — вопросы к нему.

Для того чтобы было подготовлено именно объяснение, а не пересказ, учащимся предстоит переструктурировать содержание подзаголовков, для чего они должны определить основную мысль текста, а затем составить план своего ответа, позволяющий раскрыть ее полностью. Данное задание достаточно сложное, и учитель может помочь десятиклассникам, подсказав им, как можно сформулировать основную идею, или предложив план ответа, предупредив учащихся, что они вольны в своем решении воспользоваться подсказками полностью, изменить по своему усмотрению или не использовать их вовсе.


Примерный план объяснения содержания подзаголовка «Социальный статус молодости»

Примерный план объяснения содержания подзаголовка «Психологические особенности молодежи»

Основная идея подзаголовка: особенности социального становления современной молодежи

Основная идея подзаголовка: психологические проблемы вступления в мир взрослых

План раскрытия основной идеи:

1. Что и почему нужно успеть в период молодости.

2. Основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди.

3. Проблемы социального становления современной молодежи.

4. Особенности современной молодежи, позволяющие решить возникающие проблемы (в последнем пункте плана речь пойдет об отличиях молодого поколения конца XX — начала XXI в. от молодежи 70-х гг.)

План раскрытия основной идеи:

1. Отличия мира взрослых от мира детей.

2. Причины возникновения психологических проблем.

3. На что можно рассчитывать и что нужно сделать, чтобы справиться с психологическими проблемами


Группам, готовящим вопросы, следует объяснить, что вопросы должны быть не репродуктивные (хотя не исключаются и такие), а направленные на уточнение смысла. Чтобы избежать лишних затруднений, советуем учителю и этим группам «подсказать» 1—2 вопроса, по аналогии с которыми учащиеся могли бы подготовить свои.

На выполнение задания можно отвести 15—20 минут, при этом около 5—7 минут следует выделить для индивидуальной работы учащихся, в процессе которой они должны постараться самостоятельно решить поставленную учителем задачу, с тем, чтобы впоследствии предложить группе свой вариант.

Перед тем как школьники начнут отвечать, учитель может пересказать или зачитать отрывок из статьи известного российского философа XX в. Э. В. Ильенкова «Философия и молодость».


Дополнительные материалы

«Молодости свойствен безоблачный оптимизм. И это очень хорошо. Но все же лучше, если этот оптимизм не бездумный. Ибо бездумный оптимизм — опора в жизни непрочная. Чаще всего его хватает ненадолго — до первой серьезной жизненной неудачи, до первой беды, даже небольшой. И вот вчерашний оптимист становится самым унылым нытиком - пессимистом, которого уже не радует ничто и ничто не веселит, несмотря на его паспортную молодость, здоровый желудок и крепкие зубы... Разлетелся навстречу всем ветрам и радостям, не глядя под ноги, и споткнулся о первый попавшийся булыжник. Ожидал законных удовольствий, наивно полагая, будто планета наша для его счастья уже полностью оборудована, — и получил синяк или шишку на лбу, да хорошо, если еще не переломал ноги. И растет на этой шишке, как на фундаменте, целое развесистое мировоззрение, где все рисуется уже не серым по серому, а сплошным черным по еще более черному. И синяк, бывает, сойдет, а «мировоззрение», «ценой страданий нажитое», остается и плодоносит. И там, где раньше видел человек одни лишь благоухающие розы, не замечая колючих шипов, скрытых под их листьями, теперь торчат в его глазах одни только острые тернии, в гуще которых теперь и роз-то ему не видно».

Закончив, учитель предлагает учащимся представить свои ответы. Первой выступает группа 1, группа 2 продолжает начатое товарищами объяснение, после чего группа 3 задает свои вопросы. Группы 1 и 2 отвечают, уточняя тем самым то, что могло остаться недостаточно раскрытым при их выступлениях. Остальные группы, не работавшие с данным текстом, также могут участвовать в обсуждении и задавать уточняющие вопросы (в случаях затруднений учитель может принять участие в ответах на вопросы).

Работа групп 4, 5 и 6 организуется подобным образом.

В конце урока учитель может предложить школьникам выполнить письменную работу, для которой целесообразно воспользоваться вопросами 1, 3, 4, 6 к § 20.

Вопрос об индивидуальных особенностях вхождения в пору молодости остается для самостоятельного разбора в ходе работы над домашним заданием.