Наука - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Наука - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: рассмотреть сущность и особенности науки как способа познания и как одной из сфер жизни общества; раскрыть значение науки в историческом развитии общества.

Основные понятия: критерии научного знания, наука, науковедение, научная картина мира, отрасли науки.

План урока:

1. Сущность и особенности научного знания.

2. Развитие науки и научной картины мира.

3. Структур а науки и научного знания.

4. Наука в современном мире и российском обществе.

По данной теме рекомендуется комбинированный урок с сочетанием индивидуальной и групповой работы учащихся, включающий следующие основные части.

Самостоятельное изучение учащимися материала § 27 до вопроса о развитии научной картины мира с последующими объяснениями учителя и проверочным опросом (можно использовать задание 1 к § 27, вопросы и задания из «Практикума»).

Особое внимание учащихся здесь рекомендуется обратить на раскрытие деляющегося дискретностью научного подхода к миру, невозможностью целостного взгляда на предмет. Советуем учителю актуализировать знания учащихся, полученные при рассмотрении разных аспектов этого вопроса ранее (уроки 2 и 26).

Четкое обозначение этого противоречия позволяет выделить специфику научного знания в отношении философского и религиозного познания. Это же противоречие определяет последовательность развития научной картины мира: от дискретных, частных, «атомарных» знаний, гипотез, моделей, законов ко все более общим, интегральным.

Итогом этого движения является современная наука не только во всем величии своих достижений, но и в мудром понимании необходимых ограничений: «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина» (Аристотель).

Изучение истории развития науки, научного знания, научной картины мира. Здесь целесообразно заслушать заранее подготовленные доклады учащихся по каждому из четырех этапов развития научной картины мира. Для докладов желательно отбирать школьников, учитывая их успеваемость по естественнонаучным дисциплинам (сильным ученикам советуем поручить подготовить доклады по последним двум этапам).

Обобщение учителя — структура современной науки и научного знания. В добавление к материалу учебника о процессах интеграции и дифференциации наук здесь можно дать классификации научного знания.

При этом особое внимание рекомендуется обратить на понимание учащимися неоднородности научного знания, что обусловлено взаимодействием науки как с мировоззренческими феноменами — философией, религией, так и с техникой и хозяйственной деятельностью, протекающими в области чувственно данной реальности.

Для научного знания характерно то, что не просто сообщается об истинности чего-то, а приводятся основания, почему это именно так, а не иначе (результаты опытов, логические выводы, доказательства). При этом существуют научное знание «сильной версии» и «слабой версии». Первое характерно для точных наук (математика, физика и др.), второе — для гуманитарных, в частности социальных, наук, где обоснованность научного знания не выдерживает требований, которые соблюдаются в точных науках.

Классификаций наук и соответственно научного знания существует множество и по различным основаниям. В частности, по: 1) группам предметных областей — математические, естественные, гуманитарные и технические науки (знания); 2) назначению — фундаментальные и прикладные науки; 3) преимущественным формам мышления в научных исследованиях — эмпирические и теоретические науки (знания).

Эмпирическое знание — это установленные факты и сформулированные на их основе обобщения, закономерности, законы. Теоретическое знание — это общие закономерности, позволяющие объяснять известные факты и эмпирические закономерности, а также предвидеть будущие события. Можно привести учащимся пример из области физики (используя ее раздел, обычно изучаемый в 10 классе). Газовые законы Бойля — Мариотта, Шарля, Гей-Люссака — эмпирические, а уравнение Менделеева—Клапейрона — теоретическое знание, полученное на основе молекулярно-кинетической теории (модель идеального газа), ко то рое обобщает все газовые законы.

Научные знания можно подразделить на описательные и объяснительные. Первые дают качественные описания тех или иных областей действительности. Это ряд гуманитарных наук (психология, педагогика и др.) и некоторые разделы естественных наук (биологии, географии и т. д.). Объяснительные научные знания строятся преимущественно на количественных расчетах. Можно предложить учащимся задание, состоящее в следующем: определить в естественных науках описательные и объяснительные разделы, например в биологии (систематика живой природы и генетика с точными расчетами).

Основными выводами этой части урока могут быть следующие:

1) современная наука представляет собой единый комплекс теорий, методов и средств рационального познания мира; 2) она связана с другими областями общественной жизни, что выражается в неоднородности структуры научного знания; 3) система научного знания находится в постоянном развитии, направленном на накопление точных, объяснительных знаний.

Проблемное коллективное обсуждение состояния и перспектив развития научного познания в целом, науки в России и мире, связи науки с другими сферами общественной жизни. Помимо материала подраздела «Наука в современном обществе» § 27, можно использовать задания 3—4 к § 27, задания из «Практикума», а также дополнительные материалы.


Дополнительные материалы

1. К проблемам «Наука и мораль».

Археологические раскопки человеческих захоронений (гробницы, погребальные курганы и т. п.) в понимании верующих — простое гробокопательство. Ведь все это могилы людей, пусть и представляющие интерес с точки зрения научных исследований.

Патологоанатомические исследования также могут противоречить благоговейному отношению к телу покойного; в христианстве человек считается не умершим, а усопшим, его останки почитаются, их нельзя беспокоить. Считается, что душа «отходит» только на 9-й день, но сохраняет связь с телом до 40-То дня после смерти человека.

Распространенные ныне генетические «улучшения» растительных и животных пищевых продуктов, а тем более попытки генетически «улучшить» людей противоречат убеждению, что Бог сотворил все «весьма хорошо» и вмешательство в Творение только ускорит мировую катастрофу.

2. К проблемам развития российской науки.

Ныне даже развивающиеся страны тратят на научные исследования по 2—3% годового национального дохода, а Россия — менее 0,5%. Расходы на науку на душу населения у нас менее 30 долл. США в год, для сравнения: в Южной Корее — почти 150, в Израиле — 250, в США и Японии — около 400.

Итоги такого невнимания к науке и научному потенциалу общества известны: разрушение национальной экономики и превращение страны в поставщика сырья на мировой рынок; снижение уровня безопасности (развал военно-промышленного комплекса и армии); снижение уровня интеллектуальной подготовки молодежи (связь с уроком 27).

Для справки: в 1950 г. по этому показателю СССР делил с Канадой и США 1—3-е места, а ныне Россия занимает всего 67-е место в мире.

В учебнике сказано, что развитие научных учреждений обычно не поспевает за развитием науки. Можно привести такой характерный пример: Французская академия наук до 1803 г. не признавала существование уже открытых другими учеными метеоритов, сказывалась инерция мышления авторитетных академиков. В связи с этим можно обсудить следующий вопрос:

Какие новые формы организации научных исследований появляются в наше время (через Интернет и другие средства коммуникации), в чем их особенности и как они связаны с развитием новых направлений в науке?