Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н. - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока 
загрузка...

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень.
Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Тема I. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

 

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство», «Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос»; ознакомить с особенностями мифологического сознания людей древности; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.

Tип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Послушайте древнюю притчу.

У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

- О чем эта притча?

- Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Тема урока: «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Мифологическое сознание древнего человека.

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.

 

II. Новый материал

1. Мифологическое сознание древнего человека

«Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем», - так говорил Антуан де Сент-Экзюпери. И нам трудно не согласиться с ним.

Да, когда-то науки философии еще не было. Но человечество уже было и любило мудрость. И сегодня мы читаем мудрые русские, французские, турецкие и другие сказки, пришедшие к нам из бездны времен, измеряемой не только тысячами, но и десятками тысяч лет. Так Колобок докатился до нас из той эпохи, когда только начиналось земледелие. И в сказке о нем тоже кроется философский вывод, пусть и простенький: как бы быстро ты ни умел уходить от бабушки с дедушкой, от медведя и волка, а лисья хитрость сильнее тебя. То золотое яичко, которое мышка хвостиком с лавки смахнула, а оно упало и разбилось, ученые выводят из древнейшего мифа о рождении Вселенной. Давайте заглянем в далекое прошлое и познакомимся с представлениями древних мыслителей о человеке и обществе.

Люди издавна пытались объяснить существование общества. И задавали следующие вопросы:

- Как возникает общество?

- Как оно развивается?

- Куда оно идет в своем развитии?

- Каковы его перспективы?

Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. Иногда далекое прошлое человечества сравнивают с детством. В детстве же мы живем в сказочном мире, мире, создаваемом нашим воображением и фантазиями. Сказки, которые рассказывали нам взрослые, дали первое представление о добре и зле, о могучих силах и страстях, о человеке, об окружающем мире.

Так и на ранних этапах развития человечества представления древних нашли свое отражение в мифах.

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.

- Прочитайте следующие мифы и ответьте на вопрос: «О чем нам рассказывают мифы?»

1. В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая - небо».

Когда верующие красят к православной Пасхе яйца, они тоже, только теперь уже неведомо для себя, вспоминают миф о «мировом яйце». Новая вера принимает в себя обрывки старой.

2. Величественную картину возникновения мира рисуют скандинавские сказания.

Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром.

Такое мировое дерево есть в мифах многих народов. В Африке это, конечно, баобаб или пальма, а не северный ясень скандинавов.

Сложно устроен мир, но он обречен - раньше или позже начнется великая война между богами с одной стороны и великанами и чудовищами - с другой. Рухнет ясень Игдразиль, поддерживающий небесный свод, земля погрузится в мировое море, волки, вечно преследующие солнце и луну, наконец проглотят их...

Вот вам и начало мира, и его история, и его современное состояние, и будущее, включая конец света.

Все объяснено (здесь-то пересказана ничтожнейшая доля скандинавской мифологии), все осмыслено... Хотите узнать, отчего бывают землетрясения? Пожалуйста. За многочисленные преступные хитрости асы наказали бога огня Локи, приковав его за руки и за ноги к скале (как Зевс - Прометея). Над головой Локи висит змея, из пасти которой все время капает яд. Преданная жена Локи собирает этот яд в чашу, оберегая мужа, но чашу надо иногда опорожнять, и в это время капли яда падают на лицо Локи, тот содрогается от боли, сотрясая землю.

Другое дело, что эти объяснения не поддаются никакой проверке и не могут быть логически доказаны. Но мифу логика и доказательства и не нужны, он - дело веры, и только веры.

3. У одного из африканских народов есть сказка о том, как мудрая черепаха решила собрать всю мудрость мира в тыквенную бутылку - калебасу, чтобы с помощью этой мудрости исправить мир. По очереди спрашивала черепаха у разных зверей, в чем мудрость каждого из них.

«В клыках! В когтях! В прыжке», - ответил леопард.

«В силе и спокойствии», - сказал слон.

В ногах и ушах была мудрость зайца. В крыльях и полете оказалась мудрость орла.

Так по крупицам, по зернышкам, по песчинкам собрала она мудрость со всей земли и всю, не обронив ни крошечки, упрятала в свою самую большую, самую лучшую калебасу...

В конце концов решила черепаха, что всех зверей, заслуживающих внимания, обошла, всю их мудрость в свою калебасу собрала. И надо теперь калебасу повесить на дерево, повыше, чтобы сохранить все собранное в целости. А поблизости от подходящего дерева рылась в земле гвинейская курица. На всякий случай и ее мудростью поинтересовалась разумная черепаха, но гвинейская курица была глупа, как курица, и даже глупее всех остальных куриц на свете.

Полезла черепаха на дерево, повесив калебасу себе на грудь. Понятно, что лезть ей было неудобно. А снизу курица кричит: «Уж если ты решила взобраться на дерево, так перевесь калебасу себе на спину».

И черепаха поняла, ведь она была и вправду мудра, что даже у самой глупой курицы и у той может найтись крупица мудрости, что всю мудрость мира нельзя упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете, что мудрость не может принадлежать одному, а если она мудрость, то должна быть у всех.

И черепаха со всей силы швырнула свою замечательную калебасу о землю. Та разлетелась на кусочки. И вместе с нею разлетелась - по всей земле - мудрость, которую черепаха собирала долгие, долгие годы.

Разлетелась, чтобы мир стал мудрее!

В целом это уже, бесспорно, философская по духу притча, хоть и приняла она форму сказки.

(Обсуждение прочитанных мифов.)

Таким образом, мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира» (с. 25 учебника).

- Чем сказка отличается от мифа?

- Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др.

Таким образом, в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира.

В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи:

1) идея творения - мир создан существом-богом;

2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.

Основные тематические циклы мифов:

• космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

• мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

• эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

Следовательно, на раннем этапе своего развития у людей наблюдается так называемое мифологическое сознание.

Работая с п. 1 § 2, давайте выделим основные черты мифологического сознания и определим его особенности.

(Проверка задания.)

- Как вы считаете, сохраняется ли мифологическое сознание в современных условиях? Свой ответ аргументируйте.

- Да, действительно, было бы опрометчиво утверждать, что мифологический способ объяснения жизни был свойственен людям лишь на раннем этапе развития человечества. Например, в советский период было создано немало мифов, с которыми мы с трудом расстаемся в наши дни.

 

2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план-конспект ответа на этот вопрос.

Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Это прежде всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее - Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов.

В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Самаведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».

В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта и др.

Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.

(По ходу рассказа на доске формируется схема.)

 

Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством – неделимостью

Дыхание

Затем появилась Вселенная

Начало творению положило жертвоприношение

 

Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

- Какое место занимали люди в этом мире?

I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь».

II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии:

• брахманы - мудрецы, толкователи Вед;

• кшатрии - воины и правители;

• вайши - класс земледельцев и скотоводов;

• судры - слуги.

III ступень - мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали.

Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).

После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?

Ответ на этот вопрос дает закон Кармы.

Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений.

Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями.

Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет.

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.

 

Буддизм

Центром учения являются четыре благородные истины:

1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.

• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.

• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяти заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.

• Правильное стремление.

• Правильное внимание.

• Правильное сосредоточение.

• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Существуют несколько способов очистить карму:

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:

• самообладание;

• овладение дыханием при определенных положениях тела;

• изоляция чувств от внешних влияний;

• концентрация мысли;

• медитация;

• отторжение - освобождение от телесной оболочки.

(Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по первому вопросу.)

Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

 

3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.

Слушая рассказ, составьте план-конспект данного вопроса.

Человек занимает срединное положение в мире.

Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).

Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).

Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».

Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.

Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.

 

Конфуцианство

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятие - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

 

Моизм

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди.

Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция.

Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе.

Теоретические исследования - непозволительная роскошь.

Прагматическая целесообразность, заложенная в трудовой деятельности, - необходимость.

 

Легизм

Патриархом легистов считается Шень Бухай. Легисты занимались проблемами социальной теории и государственным управлением. «Кто разумен - создает законы, кто глуп - законами ограничен. Кто способен - изменяет порядок, кто неспособен - тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях».

 

4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества

Когда у людей в силу развития общества появляется нужда в строгой логике, это означает, что время мифов пришло к концу, что наступает время науки, что философская картина мира должна заменить мифологическую.

Философское мировоззрение имеет следующие особенности:

1. Опора не на фантазию, а на знания.

2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий.

3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.

4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Предлагаю совершить экскурсию в философские школы Древней Греции, познакомиться с учениями греков и проанализировать их.

Сейчас мы посетим школы Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена.

Внимательно изучите фрагменты текстов, содержащих высказывания милетской философской школы и проанализируйте их.

1. Становление мира по Анаксимандру

По одному из античных свидетельств, Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном (апейрон) заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Он также утверждал, что Земля по своей форме есть цилиндр и что высота ее равна одной трети ее ширины. Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного начала выделилось детородное начало теплого и холодного, и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий Землю, подобно тому, как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли солнце, луна и звезды. (Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 119.)

2. Космология Анаксимена

Как передают, Анаксимен сказал, что воздух есть начало всего и что он бесконечен по величине, но ограничен по своим качествам. Все [вещи] возникают сообразно некоторому сгущению его, и, с другой стороны, разрежению. Движение же вечно. Он говорит, что от сжатия воздуха возникла сначала Земля, очень плоская, вследствие чего она, естественно, и держится на воздухе. Солнце, Луна и прочие светила возникли из Земли. По крайней мере, Солнце он считает Землей, которая вследствие быстрого движения достаточно сильно нагревшись, так накалилась. (Там же. С. 120-121.)

3. Из «Теогонии» Гесиода Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.

Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных,

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе,

Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий... (Там же. С. 117-118.)

(Учащиеся заполняют таблицу.)

 

Особенности философского мировоззрения милетской школы

 

Вопрос

Философ

Гесиод

Анаксимандр

Анасксимен

Из чего произошел мир?

Из хаоса

Из апейрона

Из воздуха

Как возник мир?

По аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ

В результате выделения теплого и холодного, т. е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения

В результате процессов сгущения и разрежения

Как возникли небесные тела?

Звездное небо порождено землей

Небесные тела произошли из огненной сферы

Небесные тела возникли из земли

 

 

Таким образом, общее в воззрениях Гесиода и милетских философов:

1. Все они, разрешая проблему происхождения мира, предполагают, что изначально существовало некое единство.

2. Кроме того, наблюдается сходство и в описании последовательности возникновения природных явлений.

Наиболее существенное различие связано с тем, что милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и переходят от образных (религиозно-мифологических) представлений к отвлеченным понятиям.

Сейчас мы посетим занятия философа Платона.

(Используется материал учебника.)

 

Учение Платона

Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде.

Такое совместное поселение - государство.

Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны.

 

Идеал справедливого общества по Платону

• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди.

• Основной принцип - справедливость.

• Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться.

• Частная собственность - источник зла и несправедливости.

• Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства.

В общественном развитии Платон выделяет три стадии:

1) династию, состояние общества без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;

2) аристократию - большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.

3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников.

Посетим занятия философа Аристотеля.

(Используются материалы учебника.)

 

Учение Аристотеля

Он не отождествляет общество и государство, выделяет такие объединения людей, как семья, селения и др. Следовательно, понятие «общество» у него более широкое, чем понятие «государство».

Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства. Государства бывают:

• правильные - монархия, аристократия, демократия;

• неправильные - тирания, олигархия, охлократия.

Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

 

III. Итог урока

- Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

- Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

- Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

- Почему буддизм называют атеистической религией?

- В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?

- Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?

- В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.

- Что их объединяет, а что различает?

- На основе изученного материала заполните таблицу:

 

Развитие знаний об обществе

 

Источник теории

Основные положения

 

Мифы древности

Происхождение мира

Его развитие

 

Древнеиндийские

Веды

Происхождение мира; его устройство

Мир богов; мир людей

Учение о карме

Способы самосовершенствования человека

 

Даосизм

Положение человека в мире

Принцип «у-вей» («мера вещей»)

Понятие «дао»

 

Конфуцианство

«Идеал «благородного мужа»

Вопросы «правильного» государственного устройства

Платон

Учение об «идеальном государстве» (его основной принцип; социальная структура; роль государства)

Аристотель

Роль семьи

Социальная структура

Задачи государства; его роль

Положение рабов

 

Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания.





загрузка...
загрузка...