ИСКУССТВО - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

ИСКУССТВО - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание ценности и возможностей искусства как способа познания окружающего мира и человека;

— принятие толерантного отношения к проявлениям иного взгляда на мир, иных художественных вкусов;

метапредметных:

— умение анализировать явления и процессы социальной жизни, устанавливать причинно-следственные связи;

— умение анализировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах;

— умение грамотно использовать языковые средства для решения коммуникативных задач;

предметных:

— умение формулировать и аргументировать собственные оценки фактов, процессов, тенденций, связанных с искусством как институтом духовной культуры.

Задачи занятия:

Освоение знаний об искусстве как сложной динамичной системе на базе систематизированной и обобщённой информации, полученной учащимися в практической социальной деятельности, при изучении различных школьных курсов, научных представлений о сущности искусства.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема позволяет широко привлечь личный социальный опыт учащихся, интегрировать знания, полученные в различных школьных курсах (литературы, истории, мировой художественной культуры, обществознания и др.). При анализе специфики искусства в сравнении с другими формами культуры привлекается изученный материал о духовной культуре (§ 10), науке и образовании (§ 13), религии (§ 14), видах деятельности (§ 4 и 5). Следует также учитывать, что следующая тема (§ 16) посвящена проблемам массовой культуры.

III. Литература и оборудование

Учебник, § 15.

Приведённый в п. 1 фрагмент источника в качестве раздаточного материала или файла для демонстрации на экране; задание и таблица из п. 2 для демонстрации на экране; мультимедийная презентация видов искусства (целесообразно заранее предложить группе учащихся подготовить её); примеры произведений современного искусства (например, произведений упомянутого в тексте параграфа Дж. Бивера) для демонстрации на экране; статистическая таблица с заданиями в качестве раздаточного материала.

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: рассматривается проблема сущности, функций и структуры искусства (пункты 1-3 плана). 2-й час: анализ проблем современного искусства (пункт 4). Оба урока сочетают объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение различных заданий.

2-й вариант. 1-й час: все пункты плана рассматриваются в форме лабораторного занятия с текстом учебника. 2-й час: практическое занятие.

Ход занятия

Мотивационный этап

Советуем обратиться к вводной части параграфа, где рассматривается вопрос о происхождении искусства. Можно предложить учащимся найти в тексте все теории происхождения искусства, а в хорошо подготовленном классе (или наиболее подготовленным учащимся любого класса) целесообразно предложить задание: подтвердить или опровергнуть с помощью конкретных фактов общественной жизни каждую из теорий. Возможна организация групповой работы в данной части урока, когда одна группа учащихся будет находить в тексте теории, другая — приводить факты в подтверждение, а третья — в опровержение каждой из них.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое искусство.

2. Функции искусства.

3. Структура искусства.

4. Современное искусство.

1. Общее представление об искусстве у учащихся уже сформировано. Задача работы по данному пункту плана — показать сложность этого феномена, возможность различных подходов к определению искусства. Так, целесообразно предложить учащимся произнести и записать известные им определения, а затем найти определения в соответствующем разделе параграфа и сравнить с записанными ранее. Вероятно, для многих учащихся новым окажется широкий взгляд на искусство как одну из форм освоения мира, самопознания.

Далее советуем обратиться к сущностным признакам искусства (чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира; субъективизм творца; образность; законченность произведений; субъективность восприятия и оценок произведений; слабые, опосредованные связи с областью знаний и материальных потребностей общества) и проиллюстрировать их конкретными примерами. Возможны два варианта работы по данным характеристикам: в хорошо подготовленном классе — раскрытие характерных черт искусства на примере конкретных произведений (причём, опираясь на знания учащихся по курсу мировой художественной культуры, литературы, истории, можно задавать конкретную страну, эпоху, круг авторов), в классе со средним составом учащихся — иллюстрирование примерами выявленных черт. Целесообразно, особенно в классе с сильным составом учащихся, обратить особое внимание на такую характеристику искусства, как образность, введя (или актуализировав) понятие «художественный образ».

В качестве закрепления можно предложить учащимся задание 2 (с. 161), выполнение которого может открыть аспект историзма искусства.

2. Для активизации познавательной деятельности учащихся работу по второму пункту плана целесообразно начать с выполнения задания (советуем показать его на экране): «Известно высказывание выдающегося деятеля французской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите несколько объяснений того, зачем нужно искусство».

Возможна следующая модель работы: из объяснения учащихся по упомянутому выше заданию учитель вычленяет функцию искусства и предлагает более чётко определить её сущность. Другой вариант — работа с текстом учебника и, возможно, заполнение таблицы.

Функция искусства

Сущность

Пример

1. Эстетическая



2. Познавательная



3. Коммуникативная



4.



5.



6.



7.



Очень важный элемент рассмотрения функций искусства — их конкретизация примерами, причём учитель может сам приводить примеры, предлагая учащимся определить функцию искусства и объяснить своё мнение, или учащиеся одной группы приводят примеры, а учащиеся другой группы классифицируют их и дают объяснения.

3. Вопрос структуры искусства при кажущейся содержательной простоте вызывает существенные затруднения учащихся в практической деятельности, обыденном словоупотреблении: имеет место определённая путаница в терминах «вид искусства» и «жанр искусства». Вот это различие и необходимо чётко провести.

Не менее сложным является вопрос классификации видов искусства. Напомним лишь некоторые принципы их классификации.

а) По средствам и способам создания художественного образа. Образ создаётся:

— посредством слова;

— через зрительные образы;

— через объёмно-пространственные формы;

— через звуковые интонации и т. п.;

б) по динамичности:

— пространственные (не меняются во времени, не находятся в непосредственном движении);

— временные (развитие действия, сюжета);

в) по способам художественного самовыражения:

— речевые;

— изобразительные;

г) по инструменту потребления:

— зрительные;

— слуховые.

Работая с приведёнными в учебнике классификациями искусства, целесообразно предложить учащимся приводить примеры произведений отдельных видов искусства, соответствующих этим классификациям. За несколько дней до рассмотрения темы одному ученику или группе учащихся может быть предложено подготовить мультимедийную презентацию по данному вопросу, что позволит сделать его рассмотрение более наглядным.

Рассмотрение проблемы классификации искусства может завершиться констатацией очевидного факта — условности любых классификаций. Учащимся, особенно в классе с сильным составом, целесообразно предложить раскрыть и аргументировать с использованием конкретных примеров данное теоретическое положение. Это станет своеобразным мостиком к изучению синтетических искусств (например, театр во всех жанровых проявлениях).

При раскрытии следующего смыслового фрагмента данной темы — проблем народного, массового и элитарного искусства — целесообразно опираться на читательский и зрительский опыт учащихся, актуальные материалы СМИ. Важно также учитывать, что в следующей теме будут рассматриваться проблемы массовой культуры в целом, поэтому здесь целесообразно ограничиться только проблематикой искусства. Можно заранее предложить отдельным учащимся или группам подготовить сообщения с демонстрацией наглядно-иллюстративного материала об отдельных видах искусства.

В качестве закрепления можно предложить учащимся фрагмент задания 4 (с. 162), а именно: привести предположения о том, почему в современном мире массовое искусство постепенно вытесняет народное. Целесообразно также предложить поразмышлять о том, угрожает ли экспансия массового искусства элитарному искусству.

4. Вопрос современного искусства сложен и требует серьёзной подготовки. Так, при наличии соответствующих материалов и технических средств могут быть продемонстрированы какой-либо фильм или фрагменты телепередач о современном искусстве. Можно также заранее предложить учащимся составить подборку сюжетов о наиболее известных направлениях, авторитетных деятелях современного искусства. Цель этой деятельности — выявить наиболее значимые черты современного искусства.

При рассмотрении данного пункта плана целесообразно обращение к фрагменту работы X. Ортеги-и-Гассета в рубрике «Документ» (с. 160—161), а также обсуждение вопроса: есть ли смысл в «искусстве для искусства»?

Другой вариант — чтение раздела параграфа, выявление наиболее значимых черт современного искусства; работа с указанным выше документом.

Может быть также предложено выполнение задания: автор так описал процесс исполнения своего фортепианного произведения: «Пианист ложится под рояль, удобно устраивается на правом боку и начинает храпеть; потом поворачивается на спину, просыпается, потягивается, случайно задевая несколько любых клавиш, удивлённо повторяет сыгранное. Затем он вылезает из-под рояля и, продолжая хаотично нажимать на клавиши, читает текст». Прокомментируйте это действо, используя понятия «современное искусство», «символизм», «художественный образ». Подумайте, с какой целью исполнитель читает текст. Предположите, какой смысл вложил автор в это произведение.

Реалии российского общества могут быть затронуты при обращении к персоналиям современного российского искусства, наиболее значимым событиям и произведениям. Данный аспект урока требует тщательной предварительной подготовки — поиска и отбора соответствующих материалов. Поэтому такое задание может быть предложено конкретным учащимся или группам учащихся.

Также возможно организовать рассмотрение статистических данных, например, о предпочтениях россиян в сфере киноискусства (фонд «Общественное мнение», сентябрь 2012 г., http://fom.ru/obshchestvo/10788#).

Респондентам задавали вопрос: какие сюжеты фильмов нравятся вам больше всего? (Можно было дать не более 5 ответов.)

В таблице приведены наиболее популярные ответы респондентов, представляющих различные социальные группы и выборку в целом.

Население в целом

Пол

Возраст

Образование


Мужской

Женский

18—30 лет

31—45 лет

46—60 лет

Старше 60 лет

Среднее общее

Среднее

профессиональное

Высшее

профессиональное


Доли групп

1

45

55

28

23

27

21

45

36

19


О верности, дружбе

46

35

55

45

48

48

43

43

50

44


О любви

41

25

55

46

42

40

36

37

46

41


О путешествиях, приключениях

35

38

34

39

40

35

26

31

37

44


О людях, которые ищут свой путь в жизни

28

29

27

32

28

29

20

28

26

31


О повседневной жизни таких людей, как я

25

24

26

21

24

30

28

28

25

21

О взаимопомощи, поддержке людей в трудном положении

24

23

24

20

23

25

27

24

23

24

О сильном герое, преодолевающем трудности

21

26

17

25

18

23

17

22

19

22

О тайнах и загадках, которые можно разгадывать вместе с героями

21

22

19

24

28

20

10

19

22

22

О счастливых людях, живущих в гармонии с миром

17

10

23

13

18

19

19

15

16

25

О социальных проблемах, трудностях современной жизни

16

16

16

15

13

19

16

16

16

15

О красивой жизни

16

11

20

24

17

11

9

16

15

16

С учётом познавательных возможностей класса, имеющегося времени и других обстоятельств учащимся может быть предложен сокращённый вариант таблицы.

Вопросы к таблице: 1) Какие ответы являются наиболее популярными? Мнения каких групп по данным позициям существенно различаются? Предположите почему. 2) Как ответы респондентов характеризуют духовные ценности российского общества? 3) Отвечает ли реальная ситуация в кинопрокате и программах телеканалов запросам общества, отражённым в результатах опроса? Аргументируйте свой ответ. 4) Какие ответы вы выбрали бы, если бы участвовали в опросе? Поясните свой выбор.

Завершение изучения нового материала может пройти в форме коллективного обсуждения произведений искусства, которые произвели на учащихся наиболее сильное впечатление. Важно дать учащимся возможность рассказать о произведении и объяснить, выразить свои впечатления.

Этап закрепления

Качество усвоения учащимся понятия «искусство» может быть выявлено и улучшено выполнением сравнительного анализа искусства и иных форм культуры (науки, религии). Результаты могут быть оформлены в следующей таблице:

Искусство

Черты сходства

Черты различий

Наука



Религия



Предлагаемая работа позволяет установить связи между признаками различных форм культуры, увязать текущий материал с ранее изученным, в конечном итоге раскрывает отдельные аспекты теоретического положения о системном характере духовной культуры.

Заполнение таблицы может стать результатом работы учащихся в малых группах, индивидуальной или фронтальной работы с текстом учебника, фронтальной беседы (возможно, с привлечением в случае затруднений текста учебника). На данном этапе занятия целесообразно обращение к материалам рубрики «Практические выводы». Можно предложить учащимся прокомментировать их.

Домашнее задание

Всем учащимся: работа по вопросам рубрики «Вопросы для самопроверки». Хорошо подготовленным и заинтересованным учащимся целесообразно предложить выполнение заданий 4 и 6 рубрики «Задания». Учащимся, ориентированным на сдачу экзамена по обществознанию, может быть предложено написание эссе по одной из следующих тем:

1) «Искусство — зеркало, где каждый видит себя» (И. В. Гёте). 2) «Искусства смягчают нравы» (Овидий). 3) «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле» (Б. Брехт).