КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понимание роли Конституционного суда как института, стоящего на страже прав и свобод;

метапредметных:

— умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (гражданина);

— умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения на роль и место Конституционного суда в демократическом государстве;

предметных:

— владение понятиями «конституция», «Конституционный суд», «принципы конституционного судопроизводства»;

— умение находить и извлекать информацию по заданной теме в источниках различного типа (Конституция РФ, ФЗ «О Конституционном суде РФ»).

Задачи занятия:

1) разъяснить роль и назначение Конституционного суда Российской Федерации в системе судов; узнать о стадиях конституционного судопроизводства, выделить основные ситуации, при которых граждане имеют право обращаться в Конституционный суд РФ; установить тенденции развития судебной системы Российской Федерации в целом и Конституционного суда в частности;

2) сформировать умения учащихся характеризовать конституционное судопроизводство, закономерности его развития, анализировать актуальную информацию о составе судей Конституционного суда, целях его деятельности, объяснять различия в компетенции судов высшей юрисдикции, раскрывать на примерах изученные теоретические положения об обращениях граждан в Конституционный суд.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема «Конституционное судопроизводство» изучается в разделе «Правовое регулирование общественных отношений», является логическим продолжением тем правового блока. Тема впервые изучается в рамках учебного курса. Занятие строится с акцентом на внутрикурсовых связях (материалы § 27 «Процессуальное право»). Учащиеся получают возможность расширить свои знания о системе судов в РФ, об их компетенции, усвоить разницу в назначении этих судов, узнать об этапах рассмотрения обращения граждан в Конституционном суде, сопоставить возможные ситуации обращения в различные судебные инстанции.

Изучению темы способствуют межпредметные связи с курсом истории России. Изучая тему «Конституционное судопроизводство», учащиеся могут привлекать свои знания об истории создания и последующих изменениях в структуре Конституционного суда РФ.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Нормативные правовые акты: Конституция РФ; ФЗ «О Конституционном суде РФ».

Оборудование

Проектор, средства для демонстрации презентаций.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й и 2-й часы: уроки в традиционной форме в логике изложения материала в учебнике.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция с элементами беседы по вопросам, предложенным в тексте параграфа и в рубрике «Вопросы для самопроверки». 2-й час: лабораторно-практическое занятие, основанное на анализе документов (Конституция РФ, ФЗ «О Конституционном суде», материалы официального сайта Конституционного суда РФ). Работа с фрагментами документов обеспечивается посредством презентации на экране. Слайды презентации содержат фрагменты названных источников, касающиеся принципов конституционного судопроизводства, требований, предъявляемых к судьям Конституционного суда, полномочий Конституционного суда.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вопросы, поставленные в начале параграфа (с. 303), позволяют актуализировать знания учащихся о Конституционном суде, его назначении, ситуациях, в которых граждане имеют право в него обращаться. Целесообразно также задать учащимся вопрос: имеет ли право гражданин И., недовольный вынесенным приговором по уголовному делу, обратиться с жалобой в Конституционный суд?

В процессе вводной беседы учитель должен сориентировать учащихся на то, что Конституция РФ впервые определила статус Конституционного суда как независимого органа самостоятельной судебной власти, основными приоритетами которого являются защита прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя России, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов и иных нормативных актов.

Можно напомнить учащимся, что именно решением Конституционного суда коммерческим банкам было запрещено менять размер процентной ставки на всём протяжении договора с вкладчиком. Это, в свою очередь, гарантирует финансовую стабильность вкладов, защищает вкладчиков от односторонних решений банков. Стоит подчеркнуть ценность Конституционного суда как института демократического общества. Учитель также может отметить, что сегодня Конституционный суд располагается в Санкт-Петербурге.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое Конституционный суд и конституционное судопроизводство.

2. Судьи Конституционного суда.

3. Принципы конституционного судопроизводства.

4. Основные стадии конституционного судопроизводства.

1. Учитель объясняет особенности функционирования Конституционного суда, отсутствие вертикали и невозможность обжаловать решения Конституционного суда, также говорит о его основных полномочиях, учащиеся записывают данные о полномочиях. Целесообразно предложить дополнить схему конкретными примерами в качестве домашней работы, а в примерах ссылаться на реальные жалобы граждан (официальный сайт Конституционного суда РФ).

Основные полномочия Конституционного суда РФ:

— проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

— толкование Конституции РФ;

— выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

— дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

— разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ;

— разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.

Работа по первому пункту завершается выводом о специфике полномочий Конституционного суда и его важном месте в судебной системе Российской Федерации.

2. Учитель ставит вопрос: может ли выпускник-отличник юридического факультета стать судьёй Конституционного суда? Учитель просит учащихся пояснить свой ответ.

В процессе беседы учитель поясняет основные требования, выдвигаемые в отношении кандидатов на должность судей Конституционного суда.

При рассмотрении данного вопроса учитель может вывести на проектор слайды, содержащие дополнительную информацию по изменениям в составе Конституционного суда, а также по его сегодняшнему составу.

Конституционный суд был создан 6 мая 1991 г. Законом РСФСР «О Конституционном суде». Впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 г. в составе 13 судей. Его председателем был избран Валерий Зорькин.

После событий 3—4 октября 1993 г. президент Б. Н. Ельцин «приостановил» деятельность Конституционного суда.

Вновь Конституционный суд был назначен Советом Федерации РФ в феврале 1995 г. в количестве 19 судей.

Также в рамках этого вопроса учащиеся получают представления о структуре Конституционного суда. Для лучшего запоминания информации составляется схема «Структура Конституционного суда РФ». В схеме отражается, что Конституционный суд возглавляет председатель, имеющий двух заместителей. Срок их полномочий — 6 лет. Всего в составе суда 19 судей.

3. Третий пункт плана во многом связан с ранее изученным вопросом о принципах судопроизводства. Построить работу можно на основе беседы об общих принципах российского судопроизводства. В процессе того, как учащиеся называют и объясняют тот или иной принцип, учитель записывает принципы последовательно на доске, дополняя теми, которые учащиеся назвать не смогли. Законченный вариант схемы (простого перечисления) «Принципы конституционного судопроизводства» поясняется учителем.

Используются ссылки на статьи Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации».

Принципы Конституционного суда:

1) независимость (ст. 29);

2) коллегиальность (ст. 30);

3) гласность (ст. 31);

4) устность разбирательства (ст. 32);

5) непрерывность судебного заседания (ст. 34);

6) состязательность и равноправие сторон (ст. 35).

Особое внимание следует уделить вопросу об обращениях в Конституционный суд граждан, а также судов РФ для проверки конституционности закона, уже применённого или подлежащего применению в конкретном деле, причём следует отметить, что граждане имеют на это право только в том случае, если применение закона нарушает их конституционные права и свободы.

4. По материалам параграфа, имеющейся в учебнике схемы (с. 309) и с опорой на знания о полномочиях Конституционного суда РФ учащимся может быть предложена работа по моделированию прохождения того или иного разбирательства в Конституционном суде. Так, может быть взята реальная (официальный сайт Конституционного суда: http://www.ksrf.ru/) или вымышленная ситуация, которая подпадает под полномочия рассмотрения КС РФ и разобрана по основным стадиям с последующим вынесением решения.

Такая работа может быть проведена по группам или проделана каждым учащимся индивидуально. После её выполнения заслушиваются сообщения о смоделированных школьниками ситуациях, оцениваются правомерность обращения в Конституционный суд, последовательность в указании этапов и корректность в вынесенном решении. (Учитель может помочь ученикам и вывести на проектор реальные жалобы и обращения граждан в КС РФ, воспользовавшись материалами сайта.)

При этом учащиеся чётко подводятся к пониманию того, что постановления Конституционного суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу, т. е. не подлежат применению.

Этап закрепления

Учитель может организовать работу с понятийным аппаратом, предложив учащимся объяснить смысл понятий и терминов по текущей теме. Может быть проведена мозговая разминка: учитель называет понятие, ученики дают его определение, учитель проговаривает один из вариантов определения (желательно не тот вариант, что звучал на уроке, но близкий), а учащиеся называют понятие. Сопоставление понятия с единственным приведённым определением — задание репродуктивного уровня. Понятие, определение которого выходит за рамки познанного на уроке, заставляет учащихся анализировать, сопоставлять и вырабатывает комплексное, более глубокое понимание понятия. (Понятия: конституция, Конституционный суд, принцип независимости, принцип гласности, коллегиальность, председатель Конституционного суда.)

Целесообразно также обсудить рубрику «Практические выводы» (с. 310), спросив учащихся, что им как гражданам России даёт знание основных принципов конституционного судопроизводства, структуры суда и его полномочий. Где и когда им могут пригодиться эти знания?

Домашнее задание

Учебник, § 28, документы, вопросы и задания к документам.

Ответить на вопрос: в какой суд должен обратиться гражданин Д., отец-одиночка, воспитывающий после смерти жены двоих детей, в случае, если местные органы власти отказали ему в выплате «материнского капитала» за рождение второго ребёнка, обосновав отказ тем, что капитал выплачивается только матери? Ответ обоснуйте.