ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО - ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Обществознание 11 класс - технологические карты уроков по учебнику Л. Н. Боголюбова - 2015 год

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО - ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА

Тема урока

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Образовательные ресурсы

• Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2013.

• Презентация “Экономика: наука и хозяйство” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_10492.html

План урока

1. Что изучает экономическая наука.

2. Экономика и экономическая деятельность.

3. Измерители экономической деятельности

Цели урока

Создать условия для формирования представлений об особенностях, содержании и значении понятий “экономика как хозяйство” и “экономика как наука” и раскрыть сущность их составляющих; объяснить роль экономики в жизни общества

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Основные понятия

ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт), макроэкономика, микроэкономика

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять тенденции развития важнейших социальных институтов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Мотивация

к учебной деятельности

4

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме “Экономика”

Организует беседу по вопросам:

- Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?

- Можно ли измерить экономическую деятельность?

- Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение

Фронтальная

работа

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: выявляют особенности и признаки экономики; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный

опрос

III. Изучение нового материала

17

1. Презентация “Экономика: наука и хозяйство”*.

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, отвечает на вопросы учащихся.

1. Знакомятся с новой информацией, делают необходимые записи, задают уточняющие вопросы.

1. Индивидуальная работа.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономике как науке и хозяйстве; строят логические цепочки

1. Записи в тетради, устные ответы.


2. Работа с текстом учебника, с. 6-13.

2. Формулирует задания, определяет группы учащихся:

1-я группа - “Что изучает экономическая наука”;

2-я группа - “Экономика и экономическая деятельность”;

3-я группа - “Измерители экономической деятельности”.

2. Читают текст, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

2. Групповая работа.

рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,

2. Устные ответы.


3. Работа с документом, с. 14-15.

3. Формулирует задание, организует самостоятельную работу по изучению документа, проводит беседу по вопросам, с. 15.

3. Знакомятся с документом, анализируют его, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

3. Письменное задание, устные ответы.


4. Работа по заданиям учебника, с. 27.

4. Поясняет задания, организует дискуссионную беседу по вопросам учебника.

4. Самостоятельно заполняют таблицу, аргументированно отвечают на вопросы, выбирают определения предмета экономики.

4. Фронтальная.

4. Устные ответы.


5. Устное рассуждение по теме: “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов” (Л. Питер)

5. Готовит учащихся к обсуждению сложных дискуссионных вопросов, организует обсуждение высказывания об экономике, создает условия для подготовки к ЕГЭ (написание эссе)

5. Знакомятся с высказыванием, анализируют его, высказывают собственное мнение, строят логическое рассуждение по теме

5. Фронтальная работа

5. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Вопросы для самопроверки, с. 15

Поясняет задание, проводит выборочный контроль

Письменно отвечают на вопросы

Индивидуальная

работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Письменное

задание

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая

беседа

Вопросы:

- Какие определения экономики вы знаете?

- Что изучает экономическая наука?

- Что такое ВВП и ВНП?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее

задание

2

§ 1, вопросы для самопроверки. Распределение индивидуальных заданий к уроку-семинару по экономике, с. 139

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индивидуальная



* На этом уроке и на всех последующих учитель может использовать как всю презентацию по ходу урока, так и отдельные слайды, необходимые для раскрытия новой темы урока.