ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— формирование толерантного сознания и поведения в условиях политического плюрализма;

— становление ценностно-смысловых установок, отражающих собственные гражданские позиции в ориентации на ту или иную партию, общественно-политическое движение;

— осознание гражданской ответственности за свой политический выбор;

метапредметных:

— умение определять назначение и функции политических партий и общественно-политических движений;

— умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности;

предметных:

— владение понятиями «политическая партия», «общественно-политическое движение», «партийная система»;

— умение давать оценку деятельности политических партий и общественно-политических движений с позиций демократических ценностей и норм;

— умение применять полученные знания о российской многопартийности в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Задачи занятия:

1) раскрыть сущность, функции и типы политических партий, их главное отличие от общественно-политических движений;

2) подвести учащихся к пониманию сути партийной системы как механизма взаимодействия и борьбы партий за власть и её реализацию;

3) охарактеризовать типы партийных систем.

II. Место темы в системе учебных занятий

На занятиях продолжается изучение ценностей современной демократии — политического плюрализма и многопартийности. Поэтому тема тесно связана с предшествующими параграфами о демократии, правовом государстве и гражданском обществе.

Материал темы опирается на изученные в курсе обществознания основной школы понятия «политическая партия» и «общественно-политическое движение», а также знания по истории о возникновении и развитии политических партий.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Политология: учеб. — М., 2013. — Гл. 6, пп. 3.1, 3.2.

Политология: учеб. / Под ред. М. А. Василика, И. Е. Тимерманиса. — М., 2013. — Раздел IV. — Гл. 11.

Оборудование

Компьютер, таблица «Типология политических партий», раздаточный материал для обсуждения с учебно-познавательными задачами и тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Комбинированные уроки, включающие объяснение учителя, работу учащихся с фрагментами учебника, решение учебно-познавательных задач, обсуждение ученических сообщений.

2-й вариант. 1-й час: школьная лекция, на которой рассматривается основное содержание темы, акцентируется внимание на наиболее сложных и малознакомых учащимся вопросах. 2-й и 3-й часы: практическое занятие по выполнению учащимися заданий, заслушиванию и обсуждению ученических сообщений.

Ниже приведены рекомендации согласно первому варианту.

Ход занятия

Мотивационный этап

Можно обратиться к вопросам, поставленным во вводной части параграфа. Выслушав предположения учащихся, следует подчеркнуть, что ответить на эти вопросы помогут знания о политических партиях и партийных системах.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Понятия политической партии и общественно-политического движения.

2. Типология и функции политических партий.

3. Типы партийных систем.

1. Понятия политической партии и общественно-политического движения можно изучить на основе самостоятельной работы учащихся с фрагментами учебника со слов «В настоящее время...» до слов «Обобщим сказанное...», а также со слов «Наряду с партиями...» до слов «Типология и функции политических партий». Учащимся предлагается заполнить таблицу и ответить на вопрос: в чём сходство и различия политических партий и движений?

Линии сравнения

Политическая партия

Общественно-политическое движение

Политическая идеология



Организационная структура



Цель



Социальная база



В процессе работы выясняется, что партии и движения имеют общие черты: добровольный, организованный и самодеятельный характер; наличие политических целей деятельности и определённой социальной базы. Вместе с тем в отличие от политических партий общественно- политические движения не имеют определённой идеологии, завершённой организационной структуры, опираются на более широкую, чем партии, социальную базу. Главное же отличие состоит в том, что они не ставят цель прихода к власти, а создаются для решения конкретной политической проблемы. Важно, чтобы учащиеся назвали известные им российские партии и движения.

Далее школьникам предлагается, опираясь на признаки понятия «политическая партия», сформулировать её определение. В случае необходимости внимание класса привлекается к определению, содержащемуся в учебнике. Для более глубокого осмысления признаков политической партии можно организовать работу по решению учащимися учебно-познавательной задачи 1 к § 24.

2. Вторая позиция плана может быть изучена на основе организации работы учащихся с таблицей, которая выводится через компьютер на экран или заранее оформляется на плакате.

Типология политических партий

Основания типологии

Типы политических партий

Идеологическая направленность

Либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские. Универсальные (общенародные) партии

Организационная структура и принципы членства

Кадровые и массовые партии. Партии новой волны

Отношение к проводимой политике

Правящие и оппозиционные партии

Учащимся предлагается прокомментировать содержание таблицы, опираясь на знания по обществоведению и истории. В процессе работы следует дополнять и корректировать ответы школьников, задавать наводящие вопросы. Так, изучая типологию партий по их идеологической направленности, целесообразно выяснить, что известно учащимся об особенностях российской многопартийности в начале XX в. В частности, какие идеи и ценности отстаивали в своих программах либералы-кадеты, консерваторы-монархисты, другие партии? Интересы каких классов и социальных групп они выражали? Поскольку современные политические идеологии будут изучаться в дальнейшем (см. § 26), не следует акцентировать внимание учащихся на их содержании. Важнее в рамках материала учебника показать специфику универсальных (общенародных) партий конца XX в., а также особенности политики социал-демократов, консерваторов и либералов на современном этапе. В целях активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся можно воспользоваться заданием.

В программе политической партии Z отмечается: «Партия и дальше будет последовательно выступать за осуществление принципа социальной справедливости, достойную заработную плату людей труда, государственную поддержку образования и здравоохранения». В программе партии Y подчёркивается, что её главной целью является «стимулирование экономической активности населения, развитие свободного предпринимательства за счёт снижения налогов и уменьшения вмешательства государства в экономику». Выскажите предположение, к каким типам политических партий относятся партии Z и Y. Аргументируйте ответ. За какую из партий вы проголосовали бы на выборах? Ответ поясните.

При рассмотрении типологии партий по критерию организационной структуры и принципам членства можно отметить, что кадровые партии возникли в XVII—XVIII вв. в основном из политических клубов. Целесообразно поинтересоваться, что учащиеся знают из курса новой истории о деятельности, скажем, якобинского клуба во Франции (1791), клубов тори (1831) и виги (1836) в Великобритании. С опорой на эти знания освещаются особенности кадровых партий как результат сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламентских групп в верхах. Следует подчеркнуть, что массовые партии начали формироваться в Европе во второй половине XIX в. во многом на волне рабочего движения и являлись продуктом всеобщего избирательного права. Образцом массовой партии стала немецкая социал-демократия (1891).

Перед учащимися ставятся вопросы: что вам известно о целях, организационном строении и идеологах этой партии? В чём сходство и различия Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)? Если вопросы вызовут затруднения учащихся, можно кратко напомнить этот материал и с опорой на него пояснить характерные черты современных массовых российских партий. Например, «Единой России».

Следует иметь в виду, что усиление наиболее влиятельных партий в современной России, созданных по типу массовых, было обусловлено поправками (2004—2009) в Закон «О политических партиях» 2001 г., а также переходом к пропорциональной системе выборов в Госдуму РФ (закон 2005 г.) и многие региональные парламенты. Согласно поправкам, партия приобретала официальный статус, только если была по своей структуре общероссийской (федеральной) партией с численностью не менее 45 тыс. человек (ранее 10 тыс.). Она должна была иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 450 членов, а в остальных — не менее 200 человек и участвовать в выборах не менее 5 лет. Членство в партии являлось индивидуальным и добровольным. Членом партии мог стать гражданин РФ, достигший 18 лет, признающий программу и устав партии, лично участвующий в её работе.

К выборам 2011 г. в Госдуму РФ (она впервые избиралась согласно конституционным поправкам сроком на 5 лет) таким требованиям отвечали лишь 7 политических партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России». Остальные ушли с политической арены. В настоящее время наряду с крупными российскими партиями существует множество партий мелких, что связано с новыми (2012) поправками в закон, значительно смягчившими требования к созданию и деятельности партий. Теперь в ней может состоять только 500 членов при отмене минимальной численности членов партии в её региональных отделениях и она должна участвовать в выборах в течение 7 лет.

Учащимся небесполезно будет узнать, что в 80-е гг. XX в. на международной политической сцене появились так называемые партии «новой волны», например зелёные в ФРГ, социал-демократическая партия Великобритании. Их самоопределение было связано с развитием новых социальных движений (НСД) — экологических, гражданских инициатив и др. Партии «новой волны» отличаются оригинальным организационным строением, иным типом отношений с избирателями и симпатизирующим, своеобразным политическим стилем. Так, немецкие зелёные построили партию на реально децентрализованном механизме принятия решений, главное в котором — жёсткий контроль снизу за деятельностью руководства партии, а также её депутатов. Местные организации автономны по отношению к вышестоящим партийным инстанциям, в их работе участвуют не только члены партии, но и её избиратели. Для более глубокого осмысления учащимися этого материала можно воспользоваться следующим заданием:

Консервативная партия Великобритании не имеет программы и устава, строится на основе избирательных округов, членство в партии официально не оформлено, власть сосредоточена в руках парламентской фракции. К какому типу партий относится консервативная партия Великобритании? Ответ поясните.

При рассмотрении типологии партий по их отношению к проводимой политике необходимо с опорой на уже полученные учащимися знания ответить на вопросы: в чём суть и значимость демократического принципа права меньшинства на оппозицию? Какие партии являются правящими, а какие оппозиционными? Приведите примеры правящей партии, а также оппозиционных партий в ныне действующем российском парламенте. Чем отличается парламентская оппозиция от оппозиции внепарламентской? Желательно проиллюстрировать деятельность парламентской оппозиции на конкретном примере, скажем, на примере оппозиции Её Величества в Великобритании (см. учебник).

Функции политических партий можно рассмотреть на основе выполнения школьниками предлагаемого ниже задания. Оно оформляется в виде раздаточного материала.

Найдите в приведённом списке функции политических партий и запишите цифры, под которыми они указаны. Поясните ответ на конкретных примерах.

1) представительство во власти народных интересов

2) разработка предвыборных программ

3) осуществление правосудия

4) участие в избирательных кампаниях

5) политическая мобилизация и социализация граждан

6) отбор и воспитание политических лидеров и элит

7) проверка законности соблюдения юридических процедур

Другим вариантом работы может стать самостоятельное изучение учащимися соответствующего фрагмента учебника. Задание школьникам: прокомментируйте каждую из функций политических партий и приведите примеры, конкретизирующие эти функции. В процессе работы независимо от варианта её организации желательно обратить внимание на воспитательную функцию политических партий. В этой связи могут быть заслушаны сообщения учащихся о деятельности молодёжных отделений политических партий и новых политических партиях молодёжи, например партии «Молодая Россия» (см. рекомендации к § 23, опережающее задание 4).

Подводя итог работы, подчёркиваем, что политические партии, выполняя свои функции, обеспечивают взаимосвязь гражданского общества с властными государственными структурами.

3. Вопрос о типах партийных систем, как наиболее сложный, излагается в объёме учебника учителем. Учащимся предлагается в процессе объяснения заполнить таблицу.

Типы партийных систем

Число партий, участвующих в выборах и работе парламента

Тип партийной системы

Примеры

1)



2) и т. д.



В начале объяснения следует напомнить учащимся, что одним из признаков демократии является многопартийность. Этот термин употребляется в нескольких значениях, одно из них — «наличие в обществе двух и более партий». Ставится вопрос: означает ли сказанное, что чем больше в стране политических партий, тем более она демократична? Обобщая ответы, подчёркиваем, что, несмотря на множественность политических партий в стране, лишь только некоторые, наиболее влиятельные, соперничают между собой в борьбе за власть и побеждают на выборах. Внимание класса можно привлечь к фрагменту учебника, где содержится определение партийной системы и поясняющий её суть афоризм М. Дюверже.

Следует отметить, что классификация (типология) современных партийных систем строится на различных основаниях. Наиболее распространённым является количественный критерий: число партий, принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

При рассмотрении однопартийной системы важно, опираясь на знания учащихся по истории, пояснить её разновидности: во-первых, однопартийная система, при которой исключается даже формальное существование других партий (СССР до 1990 г.); во-вторых, «замаскированная» однопартийность, при которой существует несколько партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений. Такая однопартийная система была характерна для большинства бывших социалистических стран Восточной Европы. Учащимся предлагается привести примеры этих стран. Подчёркивается, что ныне однопартийные системы сохраняются во многих африканских странах, они действуют только в условиях тоталитаризма и авторитаризма, поэтому политологи, как правило, исключают однопартийную систему из числа типов партийных систем (см. схему в учебнике).

Характеризуя систему «двух с половиной партий», следует отметить, что одни учёные рассматривают её в качестве самостоятельной партийной системы, другие — как разновидность либо многопартийной, либо (чаще всего) двухпартийной системы.

Важно также акцентировать внимание класса на принципиальном отличии многопартийной системы с доминирующей партией от однопартийной системы. Первая характеризуется тем, что возможности всех партий одинаковы. Это закреплено законом. Однако на выборах побеждает только одна партия, которая становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти. Например, до недавнего времени таковыми были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать эффективную политику, проводимую партией, стоящей у власти (Япония), неразвитость партийной системы (Мексика, Индия), использование правящей элитой административного ресурса для создания «партии власти».

Подводя итог работы, можно повторно обратиться к термину «многопартийность», подчеркнув, что он используется не только для указания на наличие в обществе двух и более партий, но и для обозначения многопартийной системы.

В заключение целесообразно назвать критерии качества партийной системы. К ним относятся: стабильность состава; умение идти на компромиссы с другими участниками партийной системы («здоровый прагматизм»); жизненная стойкость партий, их способность обретать возрастающую силу даже в кризисных условиях. Одним из критериев является также наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей и регулирующей функционирование политических партий.

Этап закрепления

Учащимся предлагается выполнить задание: представьте, что вы разговариваете с одноклассником, который утверждает, что изученная тема не имеет практической значимости. Какие аргументы вы привели бы, чтобы опровергнуть это суждение? В случае необходимости учитель может предложить учащимся прочитать практические выводы к § 24.

Закреплению поможет выполнение заданий.

1. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Чем больше в стране политических партий, тем более она демократична.

Б. Многопартийная система совершеннее, чем двухпартийная.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Согласно российскому законодательству партия подлежит ликвидации, если не участвует в выборах в течение:

1) 4 лет 2) 6 лет 3) 7 лет 4) 5 лет

Домашнее задание

Учебник, § 24. Документ и вопросы к нему, задание 2. Группам учащихся: задания 3 и 5, а также опережающее к урокам «Политический процесс и культура политического участия» задание 4 к § 28.