ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества;

— становление толерантного сознания и поведения личности в поликультурном политическом пространстве, развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

— умение самостоятельно ориентироваться в политико-идеологических документах: выступлениях политических лидеров, программах политических партий и общественно- политических движений, а также критически оценивать и интерпретировать информацию;

— умение определять функции политической элиты и политического лидера;

— владение азами политической языковой культуры, умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

— владение навыками познавательной рефлексии, осознание границ своего знания и незнания;

предметных:

— владение понятиями «политическая элита», «политическое лидерство», «политический лидер»;

— владение умениями выявлять причинно-следственные связи между типами политических систем и системой отбора политической элиты;

— владение умениями применять полученные знания о политической элите и политическом лидерстве в общественно-политической жизни;

— сформированность навыков оценивания политической информации, её поиска в источниках политико-идеологического характера для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки политических явлений и процессов.

Задачи занятия:

1) раскрыть сущность и специфику понятий «политическая элита» и «политическое лидерство»;

2) охарактеризовать роль политической элиты и политического лидера в политической жизни;

3) дать учащимся ориентиры для самостоятельной оценки личных качеств и деятельности политических лидеров.

II. Место темы в системе учебных занятий

Уроки данной темы позволяют углубить полученные в 10 классе знания о власти. При её изучении опорой являются знания о политической системе и политических режимах, а также о социальных качествах личности. Обобщается обширный материал из курса истории о тех деятелях, которые осуществляют политическую власть, которых называют лидерами, властителями, правящим классом.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Горелов А. А. Политология. Конспект лекций: учеб, пособие. — М., 2013. — Лекция 9.

Политология: учеб, для вузов / под ред. В. Ю. Бельского. — М., 2009. — Гл. 13.

Пугачёв В.П. Политология. — М., 2010. — Гл. 6, 7.

Тавыдов Г.Т. Политология: учеб. — М., 2011. — Гл. 15, 16.

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика: учеб, пособие для вузов. — М., 2006. — Гл. 8, §8.1.1—8.1.3.

Оборудование

Ксерокопии документов и словарные тексты.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: комбинированный урок (изучается политическая элита). 2-й час: комбинированный урок (изучается политическое лидерство). 3-й час: лабораторное занятие (работа с текстами).

2-й вариант. 1-й час: урок-лекция по всем теоретическим вопросам темы. 2-й час: лабораторное занятие (работа с текстами). 3-й час: семинарское занятие.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вопрос о политической элите предполагает выявление особенностей этого понятия по сравнению с житейским значением слов «элита», «элитный». Можно начать с обращения к школьному словарю по обществознанию, где кратко раскрывается научное понятие элиты. Затем анализируется определение, данное в учебнике. В более подготовленном классе целесообразна работа с текстом «Элита», приведённым в «Дидактических материалах» (с. 66—67). Упомянутые в этом тексте имена Парето и Моска могут стать отправной точкой для исторического экскурса с более обстоятельным, как это сделано в учебнике, освещением их теорий. Рассмотрение вопроса о политическом лидерстве целесообразно начать с краткой беседы по вопросам: 1) Кого из исторических деятелей вы считаете политическими лидерами? 2) Кого из современных политических лидеров вы знаете? (Названные имена записываются на доске.) 3) Что даёт основание считать их политическими лидерами? (Названные основания тоже записываются на доске.) Затем даётся задание на основе материалов, изучаемых на уроке: оценить содержание записанных на доске положений. Желательно сохранить эти записи в какой- либо форме (например, в тетради учащихся), поскольку результаты работы должны быть оценены в конце изучения темы. Имеет смысл поставить итоговый мотивационный вопрос: как вы думаете, кто из класса мог бы стать политическим лидером и почему?

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Политическая элита, её роль в политической жизни.

2. Политическое лидерство:

а) сущность политического лидерства;

б) роль политического лидера;

в) типологии лидерства.

1. Началом работы может стать краткая повторительная беседа по вопросам: что такое власть? Какие виды власти существуют в современном обществе?

В параграфе даётся представление не только о политической элите, но и в самом кратком виде также об экономической, военной, информационной, административной, научной элитах. Эта часть учебного текста может стать основой для самостоятельного составления учащимися таблицы, отражающей влияние различных элит на власть. В первой колонке такой таблицы даётся название элиты, во второй указывается, кто входит в данную элиту, а в третьей отмечаются возможности её влияния на политическую власть.

Поскольку в последние годы понятие «олигархия» широко использовалось в российских СМИ, следует иметь в виду, что этим словом обозначают не вообще крупнейших собственников, а лишь тех из них, кто входил в круг лиц, имевших наибольшие возможности влиять на принятие политических решений.

При рассмотрении двух систем отбора людей в элиту целесообразно отметить, что в Советском Союзе сложилась закрытая система отбора, получившая название номенклатурной. А в конце 1980-х — начале 1990-х гг. открылась возможность обновления политической элиты демократическим путём.

Весьма сложным является вопрос о соотношении элитизма и демократизма. В этом случае под руководством учителя возможен анализ в классе части учебного текста (абзац, начинающийся словами «На начальном этапе разработки...»). В нём обозначено несколько подходов, позволивших говорить о возможности совместить теории элит и демократические идеи.

Особого внимания требует объяснение активной роли правящих элит. Каждый из аргументов нуждается в осмыслении учащимися. Этому может способствовать беседа по вопросам: 1) В каком смысле можно говорить о равенстве и неравенстве людей в различных обществах? 2) Чем можно объяснить политическую пассивность значительных слоёв населения? 3) Почему в управлении делами общества нужен высокий профессионализм? 4) В чём состоит привлекательность привилегий, которые даёт близость к власти?

Вопрос о российской политической элите, возможно, потребует дополнительных разъяснений. В отечественной политологии существует точка зрения, согласно которой закон смены политических элит проявился в 90-е гг. XX в. в своеобразной форме. Поскольку в стране отсутствовала оформленная контрэлита, в условиях коренных перемен первый эшелон политических лидеров был оттеснён вторым («революция замов»), союзная политическая элита сменилась республиканской. (См.: Смолин О. Н. Политический процесс в современной России. — М., 2004. — С. 175.)

Социологи и политологи пришли к выводу о частичном изменении и перегруппировке персонального состава российской элиты. Коммунистическая номенклатура формально исчезла, растворившись в других слоях. Но 30—40 % должностей, прежде считавшихся номенклатурными, заняты теперь бывшими представителями второго и третьего эшелонов. Вместе с тем правящая элита пополнилась бывшими деятелями демократического движения и лицами, сделавшими успешную карьеру в годы реформ. При этом правящий слой профессионально и интеллектуально обогатился, в том числе и за счёт специалистов, получивших образование в престижных российских и зарубежных университетах.

Главным фактором пополнения правящей элиты было формирование крупных частных капиталов. Поэтому властный потенциал современной элиты базируется на двух основаниях — на управлении страной и масштабе частной собственности. В качестве одной из наиболее характерных черт современной правящей элиты отмечается теневое сращивание государственной власти с бизнесом. Правящая элита сконцентрирована на собственных интересах, ей удалось установить такие правила игры, которые обеспечивают её бесконтрольность и безответственность перед обществом. (См.: Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. — М., 2004. — С. 288—295.)

Характеристику российской политической элиты учитель даёт с учётом изменений, происходящих в последние годы.

2. Понятие лидерства раскрывается через слово «влияние». Лидер в малой группе влияет на небольшое количество людей, а политический лидер — на политическое сознание и поведение значительных масс, социальных групп, политических организаций, на решение затрагивающих их интересы политических вопросов. Учащиеся обращаются к выделенному тексту, раскрывающему особенности политического влияния (от слов «Политическое лидерство — это не любое влияние...»). Желательно проверить понимание учащимися каждой из указанных особенностей.

Повышенного внимания требует вопрос об авторитете, без которого не может быть подлинного лидера. Слово «авторитет» происходит от латинского слова, означающего в буквальном переводе «власть, влияние». Сегодня психологи определяют его как общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определённых качеств, заслуг, проявление престижа человека. Он связан с ценностной ориентацией группы и определяет степень внушающего действия данного человека. Такой авторитет индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании людей и значимостью достижений в своей деятельности. В сфере политики от внешнего принуждения авторитет лидера отличает уверенность исполнителя его распоряжений в их легитимности, а не ожидание позитивных или негативных санкций.

Существование авторитета психологи связывают с ограниченной возможностью человека рационально оценивать многочисленные жизненные проблемы, и необходимостью принимать на веру мнения носителей авторитета. Но лидер может быть руководителем, официальное положение, должность которого дают ему право принимать решения и влиять на деятельность людей.

Авторитетный политический лидер, занимающий руководящую должность в политической партии, в государстве, обладает неизмеримо большими возможностями влияния на политический процесс, чем лидер неформальный. Влияние руководителя, обладающего таким авторитетом, является следствием соединения двух усиливающих друг друга факторов. Во-первых, формального (официального) влияния, связанного с авторитетом организации и поста, занимаемого в ней руководителем. Во-вторых, неформального (неофициального) человеческого влияния, связанного с личными качествами руководителя. Оптимальное сочетание этих двух моментов является основой действенного авторитета. Подобные разъяснения могут сопровождаться чтением определения, данного в последнем абзаце текста «Политическое лидерство».

Вопрос о роли политического лидера рассматривается в двух аспектах: во-первых, выполняемых им функций и, во-вторых, личных качеств, необходимых для их выполнения. Функции политического лидера могут быть раскрыты учителем с ориентацией на логику изложения этого вопроса в учебнике. При этом желательно иллюстрировать каждую из функций примерами, которые сочтёт подходящими сам учитель. Что касается личности политического лидера, то эта часть учебного материала может стать предметом самостоятельного изучения школьниками. Возможно задание: составить на основе соответствующего текста учебника перечень личных качеств, присущих политическим лидерам. Полезно осмыслить эти качества на основе понятий «личность» и «деятельность», которые охарактеризованы в школьном словаре по обществознанию.

Из многих оснований классификации типов лидерства предлагается остановиться на трёх. (Это не исключает возможности познакомить учащихся и с некоторыми другими.) Первые две классификации — на основе различий масштабов и различий стиля лидерства — не вызовут затруднений. Сложнее для понимания типология, предложенная Максом Вебером. Её основанием является легитимность лидерства. Это понятие представлено в школьном словаре. Легитимность власти политического лидера означает, что народ её признаёт, приемлет, считает правомерной и готов выполнять её решения. Иногда легитимность отождествляют с соответствием закону (легальностью). Однако власть, возникшая на основе законных процедур, лишь один из возможных источников легитимности, свойственный многим современным лидерам.

В прошлом был широко распространён традиционный тип лидерства. Особого внимания требует характеристика харизматического лидерства. Возможный вариант её изучения — работа с текстом учебника (см. абзац, начинающийся словами «Следующий тип...»). Комментировать текст учителю помогут фрагменты из работы М. Вебера: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании... или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «признанным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живёт своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и её качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев». Основанием такого типа лидерства, по М. Веберу, является авторитет необычного личного дара (харизма), «полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь» (Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 646—647).

Предложенные М. Г. Херманн подходы в типологии политического лидера (см. текст в конце параграфа) целесообразно рассмотреть на примере одного деятеля, необходимый материал о котором имеется у учителя.

Желательно сообщить учащимся результаты исследования с позиций политической психологии проблемы восприятия лидеров российскими избирателями в 90-е гг. XX в. Образы политиков в сознании людей имеют многомерную структуру, включающую как рациональные, так и бессознательные составляющие. Рациональные оценки политиков должны быть дополнены более глубоким слоем восприятия. Анализ двух рядов оценок личностных параметров лидеров показывает, что между ними, как правило, есть несовпадение.

Как показало исследование, к концу 90-х гг. XX в. рациональные оценки привлекательности политиков стали преобладать над иррациональными. Это говорит о том, что не столько политики изменили характер своего поведения, сколько отношение российских граждан к власти за несколько лет сильно изменилось. Их выбор стал более зрелым и рациональным. Об этом свидетельствует прежде всего отказ в доверии радикалам. При этом расхождение между эмоциональными элементами политических установок и рациональным выбором хотя и продолжало сохраняться, но стало намного меньше того, которое было в первой половине 1990-х гг., когда гражданам нравился один политик, доверяли они другому, а голосовали за третьего. Исследование показало, что избиратели не только улавливают черты того или иного политика, но и чувствуют его соответствие или несоответствие меняющейся политической реальности. (Подробнее см.: Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учеб, для вузов. — М., 2002. — Гл. 14.)

После того как основное содержание темы раскрыто, желательно вернуться к записям на доске, сделанным на основе предложений учащихся в начале занятия. Теперь старшеклассники должны с учётом полученных знаний сообщить о результатах самостоятельной критической оценки этих записей. Сначала оцениваются предложенные основания для признания какого-либо деятеля политическим лидером, а затем определяется, кто из названных лиц действительно может быть отнесён к этой категории деятелей.

Работа с практическими выводами может начаться с общего вопроса: в чём состоит практическая значимость знаний о политическом лидерстве? После обсуждения ответов учащихся им предлагается ознакомиться с первым и вторым выводами. Затем ставится вопрос: достаточно ли теоретических знаний о политическом лидерстве для самостоятельного определения собственного отношения к определённым политикам? Желательно, чтобы в ответах проявилось понимание того, что теоретические знания помогают ориентироваться в информации о деятельности тех или иных политиков, искать сведения, необходимые для их верной оценки. Иными словами, полученные общие знания — это важное условие определения своей позиции, но их недостаточно для того, чтобы делать выводы о конкретном деятеле.

Третий вывод учащимся предлагается прочитать дома. Обсуждать его в классе нет необходимости.

Документ, включённый в параграф, позволяет расширить представления о качествах лидера. По существу, в нём представлена ещё одна классификация лидерства. Четыре описанных типа политических лидеров автор условно называет «великим человеком», «коммивояжёром», «марионеткой», «пожарником». Дополнительно к заданиям, сопровождающим документ, можно поставить и такой вопрос: какие личные качества должны быть свойственны лидеру каждого из охарактеризованных в изучаемом документе типов?

Вопросы для самопроверки помогут учащимся закрепить изученный материал.

Независимо от того, на каком уроке (2-м или 3-м) проводится лабораторная работа, целесообразно её связать с анализом следующих документов: текст 4 «Элита» (Дидактические материалы, с. 66—67); текст 5 «Великий человек — сын своего времени» (там же, с. 67—68); текст 1 «О сущности политики» (там же, с. 68—69).

В зависимости от уровня подготовки класса может оказаться полезной предварительная проработка на этом занятии тех фрагментов параграфа, которые указаны в предыдущих рекомендациях (если к ним не обращались на первом уроке).

Этап закрепления

Имеет смысл обратиться к следующим заданиям:

1. В стране Z глава государства наследовал власть от своих предков и считался сыном бога. Какой тип лидерства существовал в государстве Z?

1) традиционный

2) харизматический

3) демократический

4) рационально-легальный

2. Кого из представленных в списке людей можно отнести к представителям политической элиты?

1) глава акционерного общества

2) судья Верховного суда РФ

3) председатель кооператива

4) член адвокатского сообщества

3. Р. был избран лидером политической партии. Он доброжелателен к людям, но с трудом выносит критику, предпочитает принимать решения единолично. Выберите из приведённого ниже списка характеристики такого типа лидерства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) региональный

2) демократический

3) легальный

4) авторитарный

5) общенациональный

6) харизматический

Ответ: ___________________

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Политическая элита есть властвующая часть общества, ___________________ (А). В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделённые ___________________ (Б). Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению ___________________ (В) общественного развития.

Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов. В этом случае взаимодействие элиты и масс носит ___________________ (Г) характер. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путём или посредством ___________________ (Д). В такой ситуации новая политическая элита стремится получить необходимую ___________________ (Е) неформальным признанием со стороны неорганизованного большинства.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) Легитимность; 2) правящий слой; 3) политический; 4) легальный; 5) социальный; 6) властные полномочия; 7) государственный переворот; 8) стратегия; 9) правоспособность.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







5. Установите соответствие между типами лидерства и основаниями их типологии.

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ

А) авторитарный

Б) общенациональный

В) региональный

Г) демократический

Д) либеральный

1) масштаб

2) стиль руководства

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






Вариант семинарского занятия. Примерные вопросы к семинару:

1. В чём заключается сущность политического лидерства? (Дополнительный вопрос: являются ли все лица, которые входят в политическую элиту, политическими лидерами?)

2. В чём заключаются задачи, которые призван решать любой политический лидер? (Дополнительный вопрос: есть ли различие в функциях политического лидера страны и лидера политической партии?)

3. Какими личными качествами должен обладать политический лидер? (Дополнительный вопрос: чем отличаются собственно лидерские качества от качеств любого достойного гражданина?)

4. Каковы основания различных типологий политического лидерства? (Дополнительный вопрос: можно ли определённого политического лидера оценить одновременно с точки зрения всех изученных типологий?)

Учащимся предлагается в своих выступлениях на семинаре раскрывать излагаемые идеи на конкретных примерах лидеров прошлого и современности.

При подготовке к семинару рекомендуется предложить учащимся сравнить тексты о политической элите и политическом лидерстве в 2—3 действующих учебниках.

Литература к семинару

Абдулатипов Р. Г. Философ и правитель. Диалог о правлении. — СПб., 2004. — Разд. «Государство и масштабы личности правителя», «Личности и правители».

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Политология: 10—11 кл.: учеб, пособие. — М., 2007.

Макиавелли Н. Государь // Политология: школьный практикум: пособие для 10—11 кл. / авт.-сост. Р. Т. Мухаев. — М., 1999. — С. 52—63.

Мушинскии В. О. Обществознание: учеб, для среди, школы. — М., 2002. — Ч. 2. — § 7.

Обществознание. 11 кл.: учеб, для общеобразоват. организаций: профил. уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М., 2013. — § 23.

Обществознание. 11 кл.: учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. Г. А. Бордовского. — М., 2012. — § 29.

Домашнее задание

Учебник, § 26. Учитель может предложить классу подготовить устное сообщение на тему «Современный политический лидер России».