Будь смелым - Добродетели

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Будь смелым - Добродетели

Учителю, приступающему к подготовке к данному уроку, важно учитывать некоторые существенные аспекты такого явления, как страх. Несмотря на то что страх — вечный спутник человека, в настоящее время многие специалисты в различных областях знания и писатели полагают, что страх — характерная черта современной эпохи. Феномен страха имеет несколько измерений: биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое. В жизнедеятельности человека страху принадлежит двоякая роль. Он подавляет личность, парализует ее активность, вызывает болезненные состояния психики. Но этим функция страха не ограничивается. Он выступает своеобразной средой, в которой разворачивается творческая деятельность человека, когда ситуация опасности заставляет мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из ситуации, вызвавшей страх.

Страх представляет собой аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности. Человек может испытывать страх по самым разным причинам и поводам, а иногда и беспричинный страх. Если человеку бывает страшно в связи с реальной опасностью, то страх оправдан. Он играет роль внутреннего сигнализатора или информатора, мобилизующего резервные внутренние силы на борьбу с опасностью.

Но существует и страх, связанный с неосознаваемыми причинами. Чаще всего такой страх называют тревогой или тревожностью.

Итак, страх носит как деструктивный, так и конструктивный характер, что зависит не только от объективных условий, но и от внутреннего мира человека, его ценностных ориентаций, воли, целеустремленности. Можно сравнить страх с болью, которая сигнализирует о неполадках в организме. Человек без страха подобен калеке: он теряет способность замечать опасности. В этом случае человек становится уязвимым перед обстоятельствами. Но в отличие от боли страх на уровне психики отображает внешние угрозы и опасности, побуждает человека искать причины и противодействовать им.

Безусловно, чувство страха свойственно любому человеку с нормальной психикой. А вот преодоление страха есть результат гражданского самовоспитания человека, развития личной ответственности за последствия своих поступков, дел и слов.


План изучения нового материала

1. Что такое страх.

2. Смелость города берет.

3. Имей смелость сказать злу «нет».

Рекомендуем следующий сценарий изучения темы. Первый вопрос плана изучается на одном занятии, а два других — на втором.

Урок по данному материалу можно начать с фронтальной беседы по следующим вопросам:

1. Чего, по-твоему, боятся люди?

Ответ на этот вопрос хотелось бы получить от каждого ученика. Для этого предложите ученикам отвечать в определенной последовательности. Но если кто-то из ребят затрудняется ответить или не хочет рассказывать о своих страхах, можно предложить ему пропустить свою очередь отвечать.

2. Какие синонимы есть у слова «страх»?

Это задание можно предложить выполнить по вариантам. В этом случае появляется дополнительный стимул назвать как можно больше синонимов. Доска делится на две части. Ученики, выполняющие первый вариант, записывают свои ответы в левой части доски, а второй вариант — в правой. В каком столбике будет записано больше слов, тот вариант и побеждает.

В качестве примерного перечня синонимов учителю следует ориентироваться на следующий синонимический ряд: испуг, ужас, боязнь, опасение, тревога, кошмар, трепет.

В продолжение изучения темы учителю предлагается задать учащимся следующий вопрос: «Какие пословицы и поговорки о страхе ты знаешь?»

Обобщая сказанное учащимися, учителю рекомендуется обратить их внимание на многозначность и сложность чувства страха, а также на разнообразие его проявлений.

Рекомендуется несколько вариантов изучения раздела «Что такое страх».

Вариант 1. Проблемное обсуждение до чтения раздела параграфа «Что такое страх». В этом случае важно выслушать мнения ребят. После этого предложить им прочитать раздел и ответить на вопрос: «Что нового о страхе вы узнали?»

Вариант 2. Сначала чтение раздела «Что такое страх», а потом в качестве закрепления обсуждение задания рубрики «Обсудим вместе».

Материал рубрики «Путешествие в прошлое» предназначен для расширения кругозора учащихся, углубления межпредметных связей (между курсами истории, литературы, изобразительного искусства).

Для закрепления изученного материала этой рубрики можно предложить следующие вопросы:

1. Как люди в мифах древности объясняли происхождение страха?

2. Как ты можешь объяснить, что страх и ужас ассоциируются с войной, ссорами и раздорами?

3. Что такое фобии?

4. Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом?

5. Всегда ли страх вреден?

Эмоциональное восприятие страха в момент стихийного бедствия отражено на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи». Учащимся предлагается ответить на вопросы к ней.

Изучение раздела «Смелость города берет» следует начать с обсуждения ответов на проблемный вопрос: «Смелый человек — это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел победить его?»

После обсуждения мнений следует предложить учащимся по аналогии с тем, как проводилась работа с понятием «страх», ответить на следующие вопросы:

1. Какие ты знаешь синонимы к слову «смелость»?

Словарь синонимов к слову «смелость» предлагает следующие синонимы: храбрость, отвага, мужество, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.

2. Кого называют смелым?

После того как будут обсуждены предлагаемые учащимися версии, рекомендуем обратиться к объяснению этого понятия в словаре В. И. Даля: смелый — это неустрашимый, небоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.

Разговор о смелом человеке уместно вести на примере жизни А. В. Суворова. В рубрике «Жил на свете человек» приводится материал именно об этом решительном и мужественном полководце.

Если для военного или человека иной профессии, связанной с риском, смелость — необходимое качество, то не менее важно это качество для любого человека в критических ситуациях.

Изучение раздела «Имей смелость сказать злу „нет“» следует провести в качестве комментированного чтения.

Рекомендуется специально остановиться на высказывании А. И. Куприна: «Все одинаково боятся. Только один весь раскисает, а другой держит себя в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а умение держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы». Вопросы к учащимся могут быть следующими:

1. Согласны ли вы со словами русского писателя?

2. Почему перед лицом страха люди проявляют себя по-разному?

Обращение к рубрике «Поэтическое слово» предполагает знакомство учащихся со стихотворением А. А. Ахматовой «Мужество».

Понять смысл этого стихотворения, осознать опасность утраты не только родного языка, но и свободы своей Родины в годы страшной войны с фашизмом учащимся позволят ответы на вопросы:

1. Почему Анна Ахматова назвала стихотворение «Мужество»?

2. Почему в страшные для Родины минуты особенно ценны свобода, родная речь?

Одним из верных способов победить страх является смех. Чтобы убедиться, что смешное уже не является страшным, рекомендуется дать учащимся прослушать запись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть» в авторском исполнении. Для того чтобы ребятам было легче на слух воспринимать строки В. Высоцкого, можно предложить им во время прослушивания читать текст этой песни. По окончании прослушивания предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему когда смешно, то не страшно?

2. Как ты думаешь, каково настроение этого стихотворения?

3. Что оно вызывает у тебя: страх, улыбку, иронию?

В заключение урока рекомендуем предложить сыграть в игру «Скульптор и глина» (с. 214 в учебнике).

Тому, кто не захочет лепить скульптуру страха, следует предложить придумать свой вариант скульптуры по теме данного урока.


Дополнительный материал

Карл Павлович Брюллов (1799—1852) учился живописи с раннего детства: сначала дома (несколько поколений семьи Брюлло или Брилло — так звучала эта фамилия, позднее переделанная на русский лад — были художниками), а с 1809 по 1821 год — в Петербургской академии художеств.

В 1827 году Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребен под толстым слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий в 79 году до нашей эры. Картина «Последний день Помпеи» (1830—1833) стала самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — все это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя. Все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии.

Во время работы Брюллов тщательно изучил свидетельства современников катастрофы и открытия археологов. Для некоторых персонажей (мать с дочерью, лежащие в центре на первом плане) художник использовал слепки, сделанные во время раскопок (в пустоты, образованные в пепле телами погибших, заливался гипс, который, застывая, воссоздавал их предсмертные позы).

Пословицы о страхе и смелости

Смелость силе воевода.

Отвага — половина спасения.

Смелый приступ не хуже (половина) победы.

Двух смертей не бывать, одной не миновать.

Волков бояться — в лес не ходить.

Семь бед — один ответ.

У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки...

Глаза страшатся, а руки делают.

Либо пан, либо пропал.

Риск — благородное дело.

На всякую беду страху не напасешься.

На смелого собака лает, а трусливого рвет.

Один со страху помер, другой ожил.

Кто смел, тот два съел — да и подавился.

xml:lang="ru">А в заключение с опорой на текст учебника формулируются «Три правила заботы о близких». Правила записываются на доске. Школьникам предлагается их запомнить и постараться выполнять. Учитель отметит, что правил может быть и больше, но с этих трех надо начинать свои добрые дела.