загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Глава VI. Добродетели

 

Урок «Что такое человечность» (§ 21)

 

Данная тема завершает курс 6 класса и поэтому во многом опирается на ранее изученный материал. Содержание параграфа как бы замыкает круг, вновь возвращая читателя к проблемам человека как личности.

Задача урока: познакомить учащихся с содержанием понятия «гуманизм», примерами проявления гуманного отношения к человеку и миру вокруг него.

 

План изучения нового материала

1. Гуманизм — уважение и любовь к людям.

2. Прояви внимание к старикам.

К проведению урока можно приурочить выставку «Мои любимые старики» и провести конкурс открыток, посвященных Дню пожилого человека, и представить наглядно его результаты.

К данному уроку целесообразно предложить ребятам повторить материал § 1 учебника.

Урок рекомендуется начать с ответа на вопросы рубрики «Вспомни». После этого уместно поставить перед ребятами в качестве проблемного задания вопрос рубрики «Обсудим вместе».

Предложив каждому высказаться о том, какие поступки нельзя считать человечными и почему, и, выслушав мнения учащихся, следует перейти к основной идее данной темы.

Понятие «гуманизм» имеет различные значения. Из курса истории ребята знают, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

На данном уроке понятие «гуманизм» обогащается следующими аспектами. Во-первых, гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права. Во-вторых, гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности. Здесь уместно связать такое поведение с золотым правилом морали. Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим.

Обращение к рубрике «Поэтическое слово» дает возможность выяснить, в чем заключается принцип гуманизма. Обсуждение содержания фрагмента рассказа В. Вересаева можно организовать с помощью задания 3 рубрики «Проверь себя» или задания 1 рабочей тетради. Очень важно, чтобы ребята осознали, что человек не может жить бездумно, что на нем лежит ответственность за свое будущее и будущее других людей, поскольку нет на земле существа сильнее и могущественнее человека разумного.

Для более подготовленных ребят может быть интересно и полезно выполнение задания 2 рабочей тетради.

Гуманным или негуманным, как известно, может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые — дети и старики.

Для закрепления материала было бы полезно обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном отношении людей друг к другу. Предлагаем ознакомиться с тем, как проходила такая беседа в одной из школ г. Пензы:

Учитель: Кто из вас читал произведение «Маленький принц»? Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?

Алеша: Я читал, мне очень нравится эта сказка, она учит людей доброте.

Марина: В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». «В ответе» — значит отвечать за кого-то, заботиться о ком-то, помогать кому-то.

Учитель: Вы замечательно сказали! Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал хорошо известный вам писатель Л. Н. Толстой: «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже». Как вы думаете, эти слова двух известных людей помогают нам ответить на вопросы: «Зачем человек рождается и живет?», «Какая ответственность лежит на человеке?».

Оля: Мне кажется, что раз человек родился, то он должен отвечать за все, что делается на Земле. Если горе где-то, или война, или землетрясение произошло — кто должен помогать? Конечно, все люди!

Учитель: Тогда, очевидно, будет меньше горя и болезней, если мы будем думать не только о себе, но и о других.

Сережа: А тот, кто думает только о себе, называется эгоистом. Правильно?

Учитель: Да.

Подобное обсуждение поможет детям неформально выполнить домашнее задание (рубрика «В классе и дома»).

Изучение раздела «Прояви внимание к старшим» целесообразно начать с обсуждения такого возрастного периода жизни человека, как старость. Конечно, дети еще не могут в полной мере осознать особенности этой части жизни, поэтому в учебнике приводится рассказ о знакомом детям писателе — К. И. Чуковском.

Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Общение старых людей с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают старикам жизнь и поддерживают их хорошее самочувствие. Можно предложить учащимся поделиться своим опытом общения с бабушками, дедушками, прабабушками, прадедушками. Пусть они расскажут, как им помогают, о чем разговаривают, чему у них учатся.

Работу с материалом раздела можно организовать и в групповой форме. Дети объединяются в группы по интересам и в течение 10—12 минут готовят на основе текста раздела краткие сообщения. Структура этой работы может быть такой: а) объединение учащихся в три небольшие группы и совместное чтение и обсуждение текста; б) постановка вопросов по данной теме всему классу (предлагается высказать свое мнение); в) ответы на вопросы по данной теме, возникшие у слушателей; г) подведение итогов и запись их в рабочих тетрадях.

Урок следует закончить работой с рубрикой «Картинная галерея». Приведенная в учебнике репродукция картины В. М. Максимова «Все в прошлом» еще раз подтверждает мысль о том, что в старости особенно нужно внимание молодых. На картине две женщины. Можно предположить, что одна из них богатая, знатная, но уже всеми забытая помещица, а другая — ее служанка. Когда-то богатый особняк ныне забыт, уже никто не приезжает сюда. Две забытые женщины скромно доживают свой век. Становится ясно, почему художник назвал картину «Все в прошлом».

Оживить урок может обсуждение результатов выполнения задания 5 рабочей тетради.

В качестве домашнего задания предлагается просмотреть вопросы, размещенные на шмуцтитулах, и попробовать самостоятельно на них ответить.





загрузка...
загрузка...