загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Глава I. Человек

 

Урок «Особый возраст: отрочество» (§ 3)

 

Этот урок посвящается подросткам, т. е. самим шестиклассникам. Знания о себе очень важны для школьника, они становятся предпосылкой понимания себя, развития рефлексивных чувств, нахождения своего места среди сверстников и взрослых.

Задача урока: раскрыть на материале конкретного возрастного этапа развития человека особенности становления его личности.

 

План изучения нового материала

1. Легко ли быть подростком?

2. Отрочество — пора мечтаний.

3. Самостоятельность — показатель взрослости.

4. Нужны ли сегодня рыцари.

Для формирования познавательной мотивации рекомендуем начать урок с чтения и обсуждения стихотворения Е. Евтушенко «Метаморфозы»:

Детство — это село Краснощеково,

Несмышленово, Всеизлазово,

Скок-Поскоково, чуть Жестоково,

но Беззлобнино, но Чистоглазово.

 

Юность — это село Надеждино,

Нараспашкино, Обольщаньино,

ну а если немножко Невеждино,

все равно оно Обещаньино.

 

Зрелость — это село Разделово:

либо Схваткино, либо Пряткино,

либо Трусово, либо Смелово,

либо Кривдино, либо Правдино.

 

Старость — это село Усталово,

Понимаево, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово

и — не дай нам Бог — Одиноково.

Окончив чтение, следует задать учащимся следующие вопросы:

1. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?

2. Что он хотел сказать своим стихотворением?

3. Что помогло поэту понять возраст человека?

4. Смог бы это сделать молодой поэт?

Уместно поговорить о таких качествах подростка, как несдержанность, эмоциональность, строптивость. Конечно, не следует делать предметом обсуждения поступки учеников класса, задача учителя состоит в том, чтобы каждый задумался о том, правильно ли он себя ведет. Поэтому лучше использовать для этого ситуации, в которых рассказывается о детях, либо литературные произведения, стихотворные шутки, к примеру стихотворение В. Орлова «Ни пуха ни пера»:

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши. Уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, еле живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Очень интересно проходит обсуждение ситуации «Цветик-трехцветик». Детям предлагается записать три любых желания. Потом некоторые из ребят зачитывают свои желания, и в классе происходит их обсуждение. Стоит обратить внимание на этику организации этой педагогической ситуации: если учителя не устраивает выбор школьника, не следует осуждать его прилюдно. Это может сказаться на его самооценке и желании в дальнейшем отвечать на вопросы учителя. Однако необходимо обратить внимание на тех школьников, чьи желания эгоистичны, примитивны, а может быть, и безнравственны.

Раскрыть значение мечты поможет чтение и обсуждение текста рубрики «Жил на свете человек» — об археологе Генрихе Шлимане и тех усилиях, которые потребовались ему, чтобы исполнить свою мечту.

Далее следует акцентировать внимание на других типологических качествах личности подростков — их стремлении к самостоятельности, к дружбе. Здесь целесообразно подчеркнуть значение самостоятельности, стремления к порядку, организованности, необходимых в дальнейшей жизни человека. Этому будет способствовать работа с рубрикой «Картинная галерея». Учащимся предлагается рассмотреть эпизод, запечатленный художником П. А. Федотовым, после чего ответить на вопросы к данной картине.

Ценным в воспитательном отношении является и разговор об особенностях мальчиков и девочек. Есть проблемы, которые самое время обсудить с подростками: должны ли девочки быть слабыми, а мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно ли делить работу на женскую и мужскую.

Повысят интерес к уроку и поддержат эмоциональное настроение учащихся следующие методические приемы: сравнение по тематике рисунков мальчиков и девочек (это задание можно дать детям заранее); игра-шутка «Девочки и мальчики»; игра «Чьи это слова?».

При сравнении рисунков учащиеся должны прийти к выводу о том, что мальчишки предпочитают изображать мужские темы (война, космос, транспорт, техника и т. п.), а девочки — женские (принцессы, замки, цветы, и т. п.).

Игра «Девочки и мальчики» проводится следующим образом: учитель произносит фразу, которую нужно закончить. Совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.

Фразы:

«Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...» (учащиеся все вместе шепотом заканчивают строку).

«Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...».

«Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только...».

«Болтали час без передышки в цветастых платьицах...».

«При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь...».

«Боятся темноты, трусишки, все, как один, они...».

«Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку...».

«Футболка, джинсы, набок кепочка — вы угадали — это...».

Игра «Чьи это слова?» проводится следующим образом: учитель делит доску на две части (слева — «Мальчики», справа — «Девочки»), диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни более характерны для девочек, другие — для мальчиков. Слова: слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка. Анализируя затем записанные слова, дети убеждаются в том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.

Основной вывод, который должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.

 

Дополнительный материал

Примитивное вязание пальцами появилось на раннем этапе развития человеческого общества. В Европе вязание на спицах, по одним данным, появилось уже в Древней Греции, по другим — возникло в Италии или в Испании в XIII веке. Долгое время это занятие было сугубо мужским делом. Затем вязание начали осваивать женщины и добились в нем такого мастерства, что мужчины уже не могли с ними соперничать.

Раньше профессия повара тоже была только мужской. Со временем мужчины отошли от приготовления блюд и стали заниматься поиском новых сочетаний продуктов, писать поваренные книги, придумывать новые рецепты. Женщинам отводилась иная роль. Они прекрасно готовили, точно выполняя кулинарные предписания. Однако некоторые блюда (например, в странах Востока) до сих пор поручают готовить только мужчинам (плов, шашлык).

Это объясняет некоторые половые различия: в любой деятельности, которая требует нестандартного решения, поиска, эксперимента, — впереди мужчины, в заданиях, которые связаны с исполнительским мастерством, — впереди женщины. Мужчинам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, тогда как женщины могут спокойно выполнять однообразную и, казалось бы, неинтересную работу.

Дополнить и закрепить материал можно выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.





загрузка...
загрузка...