Политическая сфера и государственная власть - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Политическая сфера и государственная власть - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с политической сферой, государственной властью; дать представление о сущности принципа разделения властей; рассказать о необходимости иметь активную гражданскую позицию; познакомить с терминами и понятиями: политика, политическая жизнь, выборы, государственная власть, четвертая власть.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать внутреннюю и внешнюю политику; называть и характеризовать особенности государственной власти; выявлять характерные черты политической сферы; обосновывать необходимость разделения властей; понимать взаимосвязь и взаимозависимость государственной власти и общественной жизни; ориентироваться в окружающей политической действительности; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ с элементами ролевой игры.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу, освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: “О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывается. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!” Султан снисходительно улыбнулся и сказал: “Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу - закрыть рот своим подданным. И важно не то, что некоторые говорят плохо обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!”

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Политическая сфера и государственная власть”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Что такое политика?

2. Государственная власть.

3. Государственная власть и общественная жизнь.

4. Выборы.

III. Введение в новый материал

Слово “политика” вы достаточно часто слышите в повседневной жизни. Но все ли из вас хорошо понимают смысл этого понятия? Наверняка вам интересно получить ответ на вопрос: что такое власть? А самое главное: может ли человек влиять на государственную власть? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Проблемный вопрос. Знаменитый французский философ Шарль Монталамбер говорил: “Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами”. Насколько справедливы слова философа? Вернемся к обсуждению данного вопроса в конце урока.

IV. Работа по теме урока

1. Что такое политика?

Слово “политика” известно всем. Достаточно взять в руки газету или включить любую программу новостей. Кто-нибудь из вас может усомниться: “Зачем мне знать что-то о политике?” Ответ вы найдете в словах французского писателя А. Ривароля: “Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок”. Что же такое политика?

Политика — греческое слово, означающее “государственное дело”. Термин “политика” в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н. э. Греческий философ определил его как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 39, познакомьтесь с понятием “политика”.

(Проверка выполнения задания и составление мини-схемы.)

Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Задание: работая с текстом п. 1 § 5, заполните таблицу.

Внутренняя политика

Внешняя политика

Связана с решением внутригосударственных проблем:

• организация хозяйственной деятельности;

• охрана общественного порядка;

• помощь пенсионерам, сиротам, инвалидам

Охватывает сферу отношений между государствами. Осуществляя внешнюю политику, государство:

• защищает своих граждан;

• защищает свою территорию от нападений;

• заключает с другими государствами договоры о сотрудничестве в разных областях;

• участвует в решении международных проблем

(Проверка выполнения задания.)

Задание: внимательно рассмотрите фотографии на с. 40 учебника и ответьте на вопрос.

— Какую политику (внешнюю или внутреннюю) иллюстрирует государственный визит Президента РФ в Китай? Ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

2. Государственная власть

У многих народов есть притча о драконе, которому принадлежит власть в государстве. Он собирает непомерные налоги в свою казну, пожирает людей, чаще всего молодых и красивых. Люди больше не могут терпеть его тиранию. И тут появляется богатырь, которому подданные дракона помогают готовиться к сражению. Богатырь побеждает и становится правителем. Но очень быстро он становится таким же драконом. Но его уважают. И этот цикл смен драконов бесконечен.

— Как вы думаете, о чем эта притча?

(Проверка выполнения задания.)

Стержнем политической сферы общества выступает государственная власть.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 41 учебника:

1) дайте определение понятия “государственная власть”;

2) выделите в этом определении ключевые слова;

3) объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

Власть возникла вместе с появлением человека. Первоначально власть коренилась в табу — запрете. Власть — начало общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивое объединение людей:

• в семье (дети — родители);

• в производственном коллективе (руководитель организации, учреждения - подчиненные).

Отношение к власти у разных народов различное.

Задание: посмотрите внимательно на предложенную схему и прокомментируйте ее.

(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, какую роль играет государственная власть? Предлагаю ответить на этот вопрос, используя метод мозгового штурма. При ответе необходимо употреблять только глаголы.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

Проблемный вопрос. В XVIII в. французский философ Шарль Монтескье первым сформулировал принцип разделения государственной власти на три ветви.

— Для чего необходимо разделять эти три вида власти? Вспомните, в Средние века феодал в своей вотчине, а король в своем государстве часто был судьей, законодателем в одном лице.

Задание: работая с текстом рубрики “Дополнительное чтение” на с. 41 учебника, ответьте на вопрос: как вы считаете, прав ли Шарль Монтескье, предлагая принцип разделения властей? Свой ответ обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

Принцип разделения властей можно представить в виде треугольника.

Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему принцип разделения властей обществоведы представляют в виде треугольника, а не другой геометрической фигуры?

(Ответы учеников.)

Представим себе, что ветви государственной власти ожили и заговорили.

Задание для первой группы: используя материал п. 2 § 5, от имени законодателей, членов Государственной Думы охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для второй группы: используя материал п. 2 § 5, от имени членов правительства охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для третьей группы: используя материал п. 2 § 5, от имени представителей судебных органов охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для четвертой группы: используя материал п. 2 § 5, от имени представителей “четвертой власти” расскажите и охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для аналитиков: внимательно слушая представителей всех ветвей власти, определите необходимость механизма разделения властей.

(Проверка выполнения задания.)

Аналитики отмечают, что:

• все три ветви власти в стране упорядочивают жизнь общества;

• этот принцип ставит все ветви власти в равное положение;

• этот принцип позволяет контролировать работу каждой из ветвей власти.

— Представьте себе ситуацию, при которой государственная власть сосредоточилась в руках одного органа. К каким последствиям это может привести?

(Ответы учеников.)

3. Государственная власть и общественная жизнь

Прочитайте название п. 3 § 5 и обозначьте проблему.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с текстом п. 3 § 5, на конкретных примерах продемонстрируйте взаимосвязь и взаимозависимость государственной власти и жизни общества.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

4. Выборы

Жизнь — это выбор. Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников, ориентироваться в мире — этому надо учиться. Мы постоянно выбираем: где учиться, какой экзамен сдавать. Неравнодушный к судьбе своей страны, региона, города гражданин должен участвовать в выборах.

Сегодня мы познакомимся с понятием “выборы”.

Задание: напишите рядом с понятием “выборы” два-три слова по ассоциации.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!”, познакомьтесь с понятием “выборы”.

(Проверка выполнения задания.)

— Кого же мы выбираем?

Представим ситуацию: звери в лесу выбирают царя.

Кандидаты:

1. Медведь — сильный, выносливый.

2. Волк — хищный, коварный, злой.

3. Лиса — модная, хитрая.

4. Заяц — трусливый, хвастливый.

5. Тигр — мудрый, справедливый, честный.

— Как вы думаете, кто из зверей достоин победы?

— Почему?

— Какими качествами должен обладать кандидат?

(Ответы учеников.)

К сожалению, в нашем обществе есть граждане, которые не участвуют в выборах. Предлагаю провести мини-дискуссию на тему “Выборы: кому и зачем они нужны?”. Для этого вы должны разделиться на две группы в зависимости от точки зрения, которую разделяете:

первая группа — оптимисты;

вторая группа — пессимисты.

Ответ следует представить наглядно: на листах ватмана записать аргументы в защиту своей точки зрения. Записи могут сопровождаться рисунками. Затем каждая группа излагает и защищает свою точку зрения. Оппоненты из другой группы задают интересующие их вопросы.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопросов.)

Проблемный вопрос. Дж. Адамс утверждал: “Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство”.

— Как вы понимаете это выражение?

— Согласны ли вы с ним?

— Почему?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Знаменитый французский философ Шарль Монталамбер говорил: “Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами”.

— Насколько справедливы слова философа?

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 5 учебника.

2. Выполнить задание на выбор.

• Подготовить мини-проекты: “Качества кандидата в народные избранники”, “Как сделать свой выбор осознанным”, “Как сделать выборы честными”.

3. Подготовить презентацию плакатов на тему “Выборы”.

4. Выполнить задания рубрики “Практикум”.