ПРОИЗВОДСТВО: ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ - Человек в экономических отношениях

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ПРОИЗВОДСТВО: ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ - Человек в экономических отношениях

Тема открывает линию изучения основных проявлений экономической жизни общества, отражающих различные стадии движения продукта (производство, распределение, обмен, потребление). Учащиеся впервые знакомятся с производством как самостоятельным видом экономической деятельности: цель производства, его роль в решении задач экономики, способы эффективной организации производства, проблема соотношения затрат и результатов производства.

Полученные знания о путях и способах организации эффективного производства — важный шаг в освоении учащимися рациональной модели поведения и подготовке к выполнению социальной роли производителя.

Задачи уроков

1. Способствовать пониманию учащимися роли производства в процессе достижения главной цели экономики — удовлетворении потребностей людей.

2. Познакомить учащихся со способами рациональной организации производства, факторами, влияющими на производительность труда, затратами производства и их влиянием на результаты производственной деятельности.

3. Способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере производства.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации; построение жизненных планов во временной перспективе; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; переработка и структурирование информации; оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование уроков

Компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Что и как производить.

2. Затраты производства.

3. Всё ли выгодно производить.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированные уроки

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним». Дополнительно можно обсудить результаты выполнения домашнего задания по теме «Экономика и её основные участники».

Для установления содержательной связи урока с материалами уже изученных тем учитель задаёт учащимся следующие вопросы: можно ли семью считать производителем? Что можно производить в семейном хозяйстве? Как разумно использовать ресурсы семьи?

Далее целесообразно кратко напомнить учащимся материал, усвоенный на предыдущих уроках: цель и задачи экономики, основные участники экономической деятельности, интересы и взаимодействие производителей и потребителей.

Разговор по вопросу рубрики «Обсудим вместе» подводит учащихся к выводу о том, что современная экономика пока ни в одной стране не достигла такого уровня развития.

1. Начать разговор по первому пункту плана целесообразно с раскрытия роли производства в экономике. Учитель задаёт учащимся следующие вопросы: что создаётся трудом? Чем различаются изделие и услуга?

Материал о методах организации производства учитель раскрывает на основе текста учебника. Затем учащиеся в процессе коллективного обсуждения заполняют таблицу, опираясь на данные в учебнике характеристики и примеры различных методов организации производства.

Методы организации производства

Особенности производства

1. Единичное


2. Серийное


3. Поточное


Учитель помогает семиклассникам проанализировать полученные предложения и ответить на вопрос: почему в XX в. получило значительное развитие серийное и поточное производство? Можно предложить учащимся привести пример предприятия, где наиболее выгодно поточное производство, и объяснить свой выбор. Другим вариантом закрепления материала раздела может быть выполнение задания 4 в рабочей тетради (работа с текстом источника и коллективное обсуждение вопросов к нему).

2. Характеризуя различные виды затрат производителя (переменные и постоянные), учитель акцентирует внимание учащихся на существенной разнице между ними и подводит к выводу: необходимые затраты — это важное ограничение, которое определяет выбор производителя, решающего, что и как производить, какие варианты соединения ресурсов выбрать. Далее можно предложить школьникам в ходе коллективного обсуждения дополнить следующую схему:

Обсуждение схемы можно завершить следующими вопросами: какие затраты, постоянные или переменные, возрастают со значительным увеличением числа учащихся в школе? Что изменится, если будет построен новый спортивный зал? Закончить работу над этим материалом можно с помощью выполнения учащимися задания 1 рубрики «В классе и дома».

Далее учитель обращает внимание учащихся на способы эффективной организации труда, т. е. пути увеличения объёма производства при наименьших затратах. Начать освоение этого материала можно, используя знания по истории. Рассматривая такой способ повышения эффективности труда, как использование достижений науки и техники, важно обратить внимание на то, что он может носить противоречивый характер и иногда не совпадать с интересами самих работников.

Дополнительный материал для учителя

В XVIII в. в Великобритании начали внедрять в производство паровые машины. Это позволило повысить производительность труда, так как машины заменили на отдельных операциях ручной труд. Но рабочие потребовали запретить применение машин и стали их разбивать кувалдами и уничтожать.

Предложите учащимся обсудить причины этого конфликта, привести примеры подобных ситуаций и помогите найти способы их разрешения.

Фрагмент учебного текста об использовании технических новшеств и новых технологий в современном производстве помогает учителю решать важную воспитательную задачу — формирование модели рационального поведения участника экономической деятельности, мотивации не только на личный успех, но и на благополучие своей страны.

Задание 3 рубрики «В классе и дома», требующее обращения к различным источникам (Интернет, газеты, журналы), можно организовать как опережающее домашнее задание. Учителю важно раскрыть значение новых технологий для рационального использования ресурсов, снижения затрат и повышения производительности труда.

Другой способ повышения эффективности производства — разделение труда. Тезис учебника «важность разделения труда для результативности производства люди поняли уже давно» целесообразно проиллюстрировать примерами из истории.

Дополнительный материал для учителя

Повышение производительности труда при его разделении было отмечено ещё Ксенофонтом. Он писал, что в мастерских крупных городов один шьёт заготовки для башмаков, другой вырезает подошвы, третий выкраивает передки, а четвёртый сшивает всё вместе. «Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состоянии выполнять её наилучшим образом». Древнеримский аграрий Колумелла рекомендовал специализацию рабов по отдельным видам работ как способ повышения доходности хозяйства. В средневековых европейских городах цеховой мастер, несколько его подмастерьев и учеников целиком изготовляли изделия на заказ. Предприимчивые люди Флоренции нанимали бедняков для крупных мастерских, организуя их труд так, чтобы каждый работник выполнял определённую операцию.

Рассматривая замечательное изобретение в сфере разделения труда — конвейер, учитель раскрывает причины его появления и значение для экономического развития общества. Характеризуя Г. Форда как отца современной организации производства, учитель обращает внимание семиклассников на то, что он одновременно получил титул «автора научной системы выжимания пота». Можно предложить школьникам, опираясь на материалы рубрики «Путешествие в прошлое», найти подтверждение этой характеристики. Для закрепления материала учащиеся могут проиллюстрировать принцип разделения труда на примере их учебного заведения.

3. Важнейший экономический показатель эффективности производства — прибыль. Учитель организует обсуждение по вопросу о наиболее важных функциях прибыли, которая является показателем, оценивающим наиболее выгодные сферы приложения имеющихся у производителя денежных средств (капитала); оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности труда и использования ресурсов.

Закрепить материал раздела можно с помощью рубрики «Учимся прогнозировать успешность своего дела» и практических (расчётных) заданий 4, 5 рубрики «В классе и дома».

Урок-практикум (для более подготовленного класса)

Практическое занятие в игровой форме «Экзамен на рационального производителя» проводится в три этапа. Цель занятия — помочь учащимся выбрать способы эффективной деятельности.

Первый этап — подготовительный: учащиеся в группах по 5—6 человек организуют обсуждение и выбор наиболее перспективных и реалистичных идей организации экономической деятельности. Учитель может предложить следующие направления деятельности: изготовление сувениров, выпуск молодёжной газеты, киоск «Тысяча мелочей», игротека, мытьё окон и уборка в квартирах, швейная мастерская (ремонт одежды, штопка), домашняя пекарня, фотография и т.п. Второй этап — основной: учащиеся в группах определяют все возможные затраты и на конкретном примере рассчитывают прибыль. Третий этап — заключительный: учащиеся определяют эффективность производственной деятельности и оформляют в группах «Деловой план» и его обоснование.

Деловой план

1. Название предприятия (фирмы).

2. Деловые цели.

3. Предполагаемая продукция, услуга (описание, цена).

4. Расчёт затрат. (Общие затраты: постоянные и переменные.)

5. Подсчёт прибыли (или убытков). Прибыль = общий доход — общие затраты.

Если у разработчиков получилось убыточное производство, учитель советует подумать, как снизить затраты, поднять цены или выбрать другое направление деятельности.

Домашнее задание: варианты заданий: 1. Выполнить задание 8 в рабочей тетради (его результаты могут быть обсуждены на следующем уроке). 2. Подготовить сообщение на тему «Использование информационных технологий в школе». Узнать о возможностях использования интернет-ресурсов в школе: как информационные технологии помогают учащимся в обучении, преподавателям в разработке и реализации учебных планов, администрации — в усовершенствовании организации учебного заведения.

Литература для учителя

Киреев А. П. Экономика: учеб. для 10—11 кл. (базовый уровень) / А. П. Киреев. — М., 2010. — §16, 17.

Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: метод, пособие. 9 кл. / Е. В. Савицкая. — М., 2006. — Раздел 5.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманит. профиля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 3.

http://be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.

Материал о применении современных технологий в различных отраслях хозяйства в России: http://www.parebrik.ru, http://www.milkbranch.ru