Урок систематизации и обобщения знаний - МОДУЛЬ «ПОЗНАНИЕ»

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки

Урок систематизации и обобщения знаний - МОДУЛЬ «ПОЗНАНИЕ»

В науке надо повторять уроки,

Чтобы хорошо помнить их.

В. О. Ключевский


Цели: систематизировать изученный материал; определить уровень сформированное™ предметных компетенций модуля «Познание».

Тип урока: урок контроля знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель просит назвать модуль (содержательную линию), изучение которого было завершено на прошлом уроке, и далее определяет цели настоящего урока.


II. Работа с основными понятиями модуля

Каждый ряд составляет одну команду. Команда, которая первой и правильно выполнит задание, получает определенное количество баллов. Сумма впоследствии будет разделена на количество членов команды, и полученный балл можно будет использовать для повышения своей индивидуальной оценки. Например, за устный ответ или другую индивидуальную работу на уроке получена оценка «3». У вас в запасе есть 1 балл. Ваше право прибавить его к оценке и получить «4».

Проведем терминологическую эстафету. Обратите внимание, что на первом столе каждого ряда лежат полоски бумаги, на которых написаны термины и отдельно определения этих терминов. Полоски бумаги разложены беспорядочно. На доске - три листа ватмана, на которые каждая команда должна прикрепить термин и соответствующее ему определение.

(Друг за другом ученики подходят к столу и берут одну полоску бумаги.

Эстафету передают касанием ладоней.

Время выполнения 5 минут, количество баллов - 3.

Набор терминов и их определений:

• истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);

• познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);

• знание (проверенный практикой результат познания действительности);

• сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);

• рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);

• исследование (процесс научного изучения объекта);

• дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);

• индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).

После завершения эстафеты команды имеют право в течение 1 минуты найти ошибки у соперников или исправить свои собственные. Каждая исправленная ошибка соперника добавляет команде 0,5 балла.)

Теперь выполним терминологический диктант. Для этого от каждой команды выходит по одному человеку к доске, остальные пишут ответы в тетрадях. Если задание на доске выполнено правильно, в том числе и грамматически, команда получает 1 балл.

(Учитель диктует определение, ученики записывают термин.

Набор терминов:

1. Чувственное познание, паранауки, агностицизм, абстрактное познание, эмпирический уровень познания.

2. Практика, рациональное познание, ощущение, теоретический уровень познания, относительная истина.

Выполнение этих двух заданий (эстафета и диктант) покажет, как учащиеся готовы к тестированию. Если допущено много ошибок, учитель проводит фронтальную работу над ошибками. В заключение нужно спросить, какие термины еще раз необходимо объяснить.)

Проведем контрольное тестирование.

Время выполнения - 25 минут.

Тест 1

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, - это...

а) познание;

б) знание;

в) истина;

г) воображение.

2. Процесс самопознания не характеризуется...

а) определением своих способностей;

б) формированием отношения к своей внешности;

в) самооценкой;

г) познанием общественных норм и ценностей.

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить...

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

4. Субъект познания - это...

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, - это...

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мировоззрение;

г) представление.

7. Суждение - это...

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. К критериям истины относится...

а) длительность существования суждения;

б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике;

г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.

9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется...»

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания - понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, - это...

а) теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, - это...

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) диспозиция.

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется...

а) метод индукции;

б) анализ;

в) синтез;

г) метод дедукции.

15. Научное познание предполагает...

а) использование опыта повседневной жизни;

б) экспериментальную апробацию гипотезы;

в) понимание художественного текста;

г) интерпретацию исторических фактов.


Тест 2

1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется...

а) познание;

б) знание;

в) истина;

г) воображение.

2. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) отражение объективной реальности;

б) выявление сущности своего «я»;

в) выявление своих способностей;

г) отражение индивидуальных ценностей.

3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить...

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

4. Объект познания - это...

а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется...

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мировоззрение;

г) представление.

7. Умозаключение - это...

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется...

а) познанием;

б) истиной;

в) опытом;

г) представлением.

9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является...».

10. К особенностям научного познания относится...

а) стремление к объективности и доказательности;

б) непрерывность познавательного процесса;

в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;

г) опора на здравый смысл.

11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется...

а) теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,

а) правильный ответ А;

б) правилен ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется...

а) проблема;

б) теория;

в) гипотеза;

г) диспозиция.

14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется...

а) метод индукции;

б) метод дедукции;

в) анализ;

г) синтез.

15. Ненаучное познание предполагает...

а) понимание художественного текста;

б) интерпретацию исторических фактов;

в) использование опыта повседневной жизни;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.


Тест 3

1. Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию...

а) познание;

б) мировоззрение;

в) мышление;

г) представление.

2. Интуиция - это...

а) мистическое переживание истины;

б) то, что не может быть переведено на язык разума;

в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;

г) познание через божественное озарение.

3. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

• стремление к объективности;

• особое значение эксперимента;

• следование теории;

• преобладание логико-математических методов исследования.

4. Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:

• что я могу знать?

• на что я могу надеяться?

• что я должен делать?

• что такое человек?

5. Закон в природе и обществе - это...

а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;

б) устойчивая последовательность событий;

в) существенная связь между событиями;

г) некий порядок в мире и в нашем разуме.

6. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется...

а) скептицизм;

б) агностицизм;

в) рационализм;

г) сенсуализм.

7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется...

а) сенсуализм;

б) рационализм;

в) агностицизм;

г) скептицизм.

8. Выберите правильный ответ.

А. Абсолютная истина - это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.

Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину,

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

9. Какие уровни познания имеет научное познание?

а) эмпирический и теоретический;

б) чувственный и рациональный;

в) абсолютный и относительный.

10. Научное знание базируется на...

а) ответственности;

б) объективности;

в) убежденности;

г) потребности.

11. Гуманитарное познание предполагает...

а) понимание основ медицины;

б) использование опыта повседневной жизни;

в) интерпретацию исторических фактов;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

12. Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется...

а) диалектический метод;

б) сравнительный метод;

в) метафизический метод;

г) дедуктивный метод.

13. Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется...

а) наблюдение;

б) системный подход;

в) сравнительный метод;

г) метод эмпирического описания.

14. Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов - это...

а) мировоззрение;

б) убеждение;

в) сознание.

15. С точки зрения истинности или ложности возможно оценить...

а) эстетическое восприятие мира;

б) паранаучные исследования;

в) социальный факт;

г) итоги мысленного эксперимента.


Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов.

Оценка «4» ставится за 11-12 правильных ответов.

Оценка «3» ставится за 9-11 правильных ответов.

Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 6, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 б.

Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 6, 15 в.

Тест 3: 1 в, 2 в, 3 рациональное, 4 И. Кант, 5 а, 6 б, 7 г, 8 а, 9 а, 10 6, 11 в, 12 а, 13 6, 14 6, 15 г.


III. Подведение итогов урока

Учащиеся по сигналу учителя сдают листочки с ответами. Учитель говорит, что принимает ответы в течение 20 секунд и начинает отсчет времени. Это организует процесс и приучает к культуре труда.

Затем учитель просит зачитать вопросы, которые показались ученикам наиболее трудными, спрашивает предполагаемый ответ.

Если ответ ошибочный, вместе с другими ученикам, выполнявшими этот вариант, определяет ответ правильный с обязательным комментарием.

На доске подведены итоги первого этапа урока, каждый ученик на отдельном листочке (их разложил на столах учитель во время тестирования) записывает свою фамилию и баллы, полученные на первом этапе урока. Листочки сдаются учителю. Он впоследствии занесет эти баллы в специальный лист учета дополнительных баллов. Эти же 1-3 дополнительных балла (а не оценки!) учитель может при подведении итогов урока ставить учащимся.


Домашнее задание

1. Выпишите определение понятия «общественные науки», подберите конкретные факты, являющиеся предметом их изучения.

2. Подготовьте сообщения из истории взглядов на развитие общества.