Экономика и ее роль в жизни общества - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Экономика и ее роль в жизни общества - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; характеризовать роль экономики в жизни общества.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий ограниченность ресурсов, свободные и экономические блага, экономический выбор, альтернативная стоимость; описывать роль экономики в жизни общества; характеризовать проблему ограниченности ресурсов; различать свободные и экономические блага; приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора; доказывать необходимость и неизбежность рационального выбора в экономике; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению экономических основ жизни общества; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 143 учебника.

(Ответы учеников.)

III. Введение в новый материал

Сегодня мы начинаем путешествие в мир экономических знаний. Каковы самые значимые потребности человека? Насколько безграничны имеющиеся ресурсы? Что такое экономический выбор и альтернативная стоимость? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Потребности и ресурсы.

2. Свободные и экономические блага.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Проблемные вопросы

— Почему не все наши желания исполняются?

— Каковы основные участники экономики?

— Откуда люди получают жизненные блага?

— В чем сложность экономического выбора?

IV. Работа по теме урока

1. Потребности и ресурсы

Слово «экономика» имеет несколько значений. С точки зрения обществознания — это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Важнейший принцип экономики — «наибольшие результаты — наименьшие затраты».

В общественной жизни человек постоянно вступает в экономические отношения.

— Работая в парах, придумайте и разыграйте ситуации, в которых люди вступают в экономические отношения.

(Проверка выполнения задания.)

Живет на свете человек. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится, ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически.

— Почему в реальной жизни это практически невозможно?

(Ответы учеников.)

Вы правильно предположили, что люди нуждаются в определенном наборе продуктов, товаров и услуг для поддержания своей жизнедеятельности.

Запись в тетради

Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.

Можно сказать, что потребности являются внутренним побудителем активности, ведь чтобы их удовлетворить человек должен действовать.

— Назовите свои потребности и прокомментируйте их.

(Ученики называют потребности, учитель фиксирует их на доске, разделяя на три группы.)

Мы видим, что потребности человека можно разделить на три группы:

1) материальные (например, в еде, жилище, одежде);

2) социальные (в признании коллективом, дружбе, самоуважении);

3) духовные (в чтении книг, посещении выставок и концертов, в путешествиях).

Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

— Проследите, как менялись потребности старухи, и сформулируйте закономерности изменения потребностей.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. Общие закономерности потребностей:

1) изменяются со временем (например, сегодня старуха попросила бы не корыто, а стиральную машину);

2) растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения;

3) безграничны.

Вначале старуха нуждалась в предметах, способных удовлетворить ее желания (корыто для стирки вещей, новый дом). В реальной жизни, чтобы получить желаемое необходимо затратить определенные ресурсы. Так, чтобы построить дом необходимо дерево, инструменты, материалы и рабочая сила.

Запись в тетради

Ресурсы (от франц. ressourse — вспомогательное средство) — это совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, необходимых для деятельности человека.

Если рассматривать золотую рыбку как ресурс для удовлетворения потребностей старухи, то очевидно, что потребности безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения — ограничены.

— Привлекая знания по различным учебным предметам, приведите примеры ограниченности ресурсов.

(Ответы учеников.)

Кто более обеспечен ресурсами — наш современник или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей — современник, ведь он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, так как система его потребностей куда шире.

2. Свободные и экономические блага

— Работая с п. 2 § 17 учебника, заполните таблицу.

Свободные и экономические блага

Вид благ

Определение

Примеры

Свободные



Экономические



(Проверка выполнения задания.)

— Работая с п. 2 § 17 учебника и интернет-ресурсами, определите пути обеспечения роста благосостояния общества в условиях ограниченности экономических благ.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость

— Разделитесь на три группы. Работая с гг. 2 § 17 учебника и интернет-ресурсами, приведите примеры экономического выбора, который приходится делать различным участникам экономических отношений.

Первая группа — семья.

Вторая группа — организация (промышленное предприятие).

Третья группа — государство.

(Презентация результатов работы групп.)

— Что объединяет все эти примеры?

(Ответы учеников.)

— Работая с материалом рубрики «Документ» на с. 148 учебника, ответьте на вопрос и выполните задание к нему.

(Проверка выполнения задания.)

Представьте, что родители на День рождения обещали подарить какое-либо электронное устройство. Вы хотите мобильный телефон, ноутбук и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Отказ от двух устройств — это альтернативная стоимость вашего выбора.

Анна решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Анне придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн, изучала с репетитором иностранный язык.

— Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 150 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

V — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

X — мне было скучно.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17 учебника.

2. Выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома» на с. 150 учебника.