Рыночная экономика - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Рыночная экономика - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с условиями функционирования рынка, конкуренцией как главным мотором рыночной экономики, механизмом установления равновесной цены, принципом «невидимой руки» рынка.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий конкуренция, диктатура цен, рыночное равновесие, равновесная цена, спрос, предложение; выделять основные черты, присущие рыночной экономике; характеризовать условия функционирования рынка; описывать действия рыночного механизма, формирование цен на товары и услуги; оценивать значение конкуренции как главной движущей силы рыночной экономики; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Гражданину Н. принадлежит двухэтажный дом, в котором живет его мама. Право собственности, которым пользуется гражданин Н:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

2. Мама гражданина Н. решила отметить свой юбилей в доме у сына и позвала всех своих подруг и родственников. Право собственности, которым воспользовалась мама гражданина Н.:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

3. Гражданин Н. купил квартиру, а старый дом отдал своей маме. Право собственности, которым воспользовался гражданин Н.:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

4. Форма собственности, к которой можно отнести дом гражданина Н.:

1) частная

2) общественная

3) коллективная

4) муниципальная

5. Павел Петрович — большой любитель охоты. У него есть ружье. Оно висит на стене в его квартире. Право собственности, которым пользуется Павел Петрович:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

6. Однажды в квартиру Павла Петровича ворвались воры, но он смог их прогнать, угрожая своим ружьем. Право собственности, которым воспользовался Павел Петрович:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

7. На день рождения сына Павел Петрович подарил ему свое старое ружье, которое досталось еще от деда. Право собственности, которым воспользовался Павел Петрович:

1) владение

2) использование

3) распоряжение

4) аренда

8. Павла Петровича как собственника, как лицо, владеющее имуществом, по-другому можно назвать:

1) субъектом права собственности

2) объектом права собственности

3) индивидом

4) арендатором имущества

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Представьте огромный рынок, на котором действует множество продавцов и покупателей.

— Какова цель покупателя?

— Какова цель продавца?

(Ответы учеников.)

Мы убедились в том, что интересы покупателей и продавцов прямо противоположны друг другу. Так почему на рынке сохраняется порядок и страны с рыночной экономикой успешно развиваются? Этот и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Рыночная экономика».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Рынок и условия его функционирования.

2. Спрос и предложение на рынке.

3. Рыночное равновесие.

4. «Невидимая рука» рынка.

Проблемные вопросы

— Обязательно ли управлять экономикой?

— Необходимо ли соблюдать правила поведения на рынке?

— Рынок — зло или благо для общества?

IV. Работа по теме урока

1. Рынок и условия его функционирования

— Каковы основные черты рыночной экономики?

(Ответы учеников.)

Рынок претерпел долгую историческую эволюцию. Со временем он превратился в сложнейшую экономическую систему со множеством подразделений и секторов. Это саморегулируемая система, основанная на частной собственности и конкурентном ценообразовании.

Одной из древнейших форм торговли был обмен товарами. История знает различные виды обмена.

— Изучите и прокомментируйте различные виды обмена.

(Комментарии учащихся.)

Рынок — это и место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы. Когда интересы покупателей и продавцов сходятся, возникает торг. Рынок как совокупность продавцов и покупателей имеет два важных условия:

1) всякий продавец будет охотно иметь дело с любым покупателем;

2) всякий покупатель может заключать сделку с любым продавцом.

— Разделитесь на три группы. Работая с п. 1 § 20 учебника, определите различные черты, присущие рынку.

Первая группа — характерные черты рыночной экономики.

Вторая группа — условия, необходимые для нормального функционирования рынка.

Третья группа — важнейшие признаки рынка.

(В ходе выполнения задания составляются схемы.)

Презентация первой группы

Презентация второй группы

Презентация третьей группы

— Работая с п. 1 § 20 учебника, дайте определение понятия «конкуренция».

Запись в тетради

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

— Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

(Ответы учеников, составление перечня.)

Конкуренция:

1) позволяет обойтись без общественного контроля производства, предоставляя производителю свободу принятия экономических решений;

2) обеспечивает свободное ценообразования, устраняя попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них;

3) стимулирует выпуск более дешевых и качественных товаров.

Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что конкуренция всегда способствует эффективному развитию экономики, а другие придерживаются противоположной точки зрения.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 20 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

Аргументы «за»:

1) производители стремятся использовать имеющиеся ресурсы максимально выгодно;

2) повышается качество товаров и расширяется их ассортимент;

3) снижаются цены;

4) производители быстро откликаются на потребности покупателей в новых товарах;

5) внедряются прогрессивные технологии производства.

Аргументы «против»:

1) нарушение как правовых, так и моральных норм — в ходе конкурентной борьбы часто используются запрещенные приемы (промышленный шпионаж, дезинформация, сговор против конкурентов);

2) разорение мелких компаний, не выдержавших конкуренции, которые могли бы приносить пользу и доход обществу;

3) возникают конфликтные ситуации между конкурирующими компаниями.

(Проверка выполнение задания. Возможно проведение минидискуссии.)

Послушайте отрывок из произведения О. Генри и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа «Трест, который лопнул»

Возвращаясь в Соединенные Штаты, мы с Энди споткнулись об один городишко в Техасе, на берегу Рио-Гранде. Назывался городишко Птичий Город, но жили там вовсе не птицы. Там было две тысячи душ населения, все больше мужчины.

Надо сказать, что хотя мы с Энди и непьющие, но в городе было три кабака, и все жители целый день и добрую половину ночи шагали по треугольнику из одного в другой. Каждому было отлично известно, что ему делать со своими деньгами...

Первым делом мы отправились в главный салун, который назывался «Голубая змея», и приобрели его в собственность. Это стоило нам тысячу двести долларов. А потом мы зашли на минутку в бар мексиканца Джо, поговорили о погоде и так, между делом, купили его за пятьсот. Третий нам охотно уступили за четыреста.

Проснувшись на следующее утро... Птичий Город выпорхнул из гнезда, отряхнул перышки и поскакал заутренней выпивкой. И ах! Бар мексиканца закрыт, другой пункт спасения утопающих — тоже. Естественно, из всех глоток разом вырывается крик изумления и жажды, и жители скопом несутся в «Голубую змею». И что же они видят в «Голубой змее»?

За одним концом стойки сидит Джефферсон Питерс, этакий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, либо пулей. В заведении — три бармена, а на стене вывеска в десять футов длины: «Каждая выпивка — доллар». Энди сидит на несгораемой кассе, на нем шикарный синий костюм, в зубах первоклассная сигара, вид выжидательный. Тут же начальник полиции с двумя полисменами: трест обещал им бесплатную выпивку.

Да, сэр, не прошло и десяти минут, как Птичий Город понял, что дверца клетки захлопнулась. Мы ждали бунта, но все обошлось спокойно. Жители знали, что они в наших руках. Ближайшая станция железной дороги находилась за тридцать миль, и можно было с уверенностью сказать, что вода в реке спадет не раньше чем через две недели, а до той поры переправа невозможна. И жители выругались, но очень учтиво, а потом стали сыпать доллары к нам на прилавок так исправно, что звон стоял, как от попурри на ксилофоне.

Вопросы к тексту

— Как отсутствие конкуренции влияет на рынок? Ответ обоснуйте.

— Как называется исключительно право на продажу или производство товаров и услуг?

(Ответы учеников.)

2. Спрос и предложение на рынке

— Почему при том, что конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, в экономике не воцаряется анархия?

(Ответы учеников.)

В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Спрос и предложение — одни из основных понятий рыночной экономики.

Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

Термин «спрос» ввел в научную лексику английский экономист Т. Мальтус. Это понятие позволяет провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями приобрести данные блага.

Запись в тетрадях

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и может приобрести.

Количество товара (услуг), которое покупатели хотят и могут купить по конкретной цене в конкретный момент и в конкретном месте, называется величиной спроса.

Величина спроса бывает разной, ведь она зависит не только от желания покупателя, но и от его возможностей.

Спрос и цена и взаимозависимы, и противоположны: когда цены растут, спрос падает. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях с ростом цены величина спроса падает, а при снижении цены спрос возрастает.

Зависимость между величиной спроса и ценой можно отобразить на графике. Пусть ось абсцисс — это количество товара, которое покупатели хотят и могут купить, а ось ординат — цена на товар. Тогда кривая спроса С графически отображает сформулированный нами закон.

Чтобы вы лучше поняли сущность закона спроса, предлагаю рассмотреть практическую ситуацию. Представим, что продавец решил продать сапоги за 10 тыс. руб. Спрос в этом случае будет небольшой. Продавец стоит за прилавком. Появляются покупатели, но, узнав цену на сапоги, удаляются, так как цена для них оказалась слишком высокой. Продавец снижает цену на 40%. Покупатели, узнав о снижении цены, тотчас покупают сапоги. Они рассказывают о своей покупке друзьям и знакомым, и те, в свою очередь, идут к продавцу, стремясь приобрести недорогой и качественный товар. Так возникает ажиотажный спрос. Таким образом, по более высоким ценам товаров приобретут меньше, чем по низким.

Повышение цены не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки. При определении цены на свой товар продавец должен знать, сколько он сможет выручить при такой цене, исходя из существующей чувствительности спроса на этот товар к изменениям цен.

Кроме цены существует целый ряд факторов, влияющих на уровень спроса.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

Люди имеют возможность купить необходимые им товары и услуги благодаря тому, что эти продукты предлагаются к продаже.

Запись в тетради

Предложение — желание и возможности продавцов продать конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте.

От чего зависит количество предлагаемых к продаже товаров и услуг? Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что предлагаемое ими количество товаров напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Величина предложения — количество товара или услуг, которое продавцы хотят и могут продать по конкретной цене в конкретный момент и в конкретном месте.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях с ростом цены величина предложения растет. Этот закон можно представить графически следующим образом.

Кривая предложения П показывает количество товара или услуг, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

Представим, что изначально на сапоги установлена минимальная цена, а значит, прибыль от их реализации будет незначительной. Желающих продать свой товар по такой же цене будет мало. Но стоит поднять цену товара, как предложение увеличивается. Продавец начинает активно предлагать свой товар. При дальнейшем росте цены продавцы будут оживленно предлагать свой товар, однако покупатели уже не будут его приобретать.

Кроме цены существует целый ряд факторов, влияющих на уровень предложения.

— Изучите и прокомментируйте схему.

(Комментарии учащихся.)

Важнейшие факторы формирования предложения:

1) цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления;

2) величина затрат, необходимых для производства товара.

Между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растет, то растет и предложение, но когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос. Это происходит по следующим причинам.

Предложение, т. е. выпуск на рынок все большего числа товаров, определяется производственными факторами (наличие большого количества сырья, высокая производительность и низкая себестоимость продукции). При таких условиях можно изготовить больше и заработать тоже больше. Потребители руководствуются иными интересами. Спрос потребителя определяется размером индивидуального дохода, потребностями, модой, ценами на товары-заменители.

Разобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг, изучающий объем спроса и предложений, насыщенность рынка продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары.

3. Рыночное равновесие

Представьте, что мы оказались на рынке. Проходим по рядам и видим, что цены на одноименные товары практически не отличаются друг от друга. Как же устанавливается цена?

Продавец исследует цены на рынке, чтобы узнать, по какой цене продают товар его конкуренты. Затем сравнивается качество и количество предложенных к продаже товаров. Так, аналогичный товар невысокого качества продается по 1 руб., а очень хороший — по 3 руб. Исходя из этих сведений, продавец определяет цену своего товара. Например, он решает, что будет реализовывать свой товар по 2 руб. Чаще всего на рынке на одноименные товары устанавливаются одинаковые цены, т. е. «как у всех». Этот принцип носит название «выравнивание цен».

Нарисуем кривые спроса и предложения на одном графике. Точку их пересечения экономисты называют рыночным равновесием. Это означает, что продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет у него приобрести за эту цену. Если цена поднимется выше, то продавец попытается продать больше своего товара, однако потребитель будет покупать его с меньшей охотой. В результате величина предложения будет выше величины спроса и возникнет переизбыток этого товара на рынке. Чтобы его уменьшить, надо снизить цену.

Если цена опустится ниже равновесной цены, то покупатели будут активно стремиться приобретать этот товар и его может не хватить на всех. Величина спроса превысит величину предложения, и на рынке образуется дефицит (нехватка) товаров. Цены снова начнут подниматься (для того, чтобы сократить дефицит). Так рыночные силы постоянно двигают покупателей и продавцов в сторону равновесия, т. е. такого состояния, при котором величина спроса уравнивается с величиной предложения.

Таким образом, равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате рыночной конкуренции.

4. «Невидимая рука» рынка

Как можно скоординировать усилия людей, добиться, чтобы они тратили свои силы и ресурсы природы на изготовление именно того, что нужно обществу? Рассматривая эти вопросы, известный английский экономист Адам Смит пришел к выводу, что координация деятельности миллионов людей становится возможной благодаря стремлению человека к выгоде и его склонности к обмену. Смит писал: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял»

Что же это за «невидимая рука»? В условиях рынка стимулируемая спросом успешная деятельность производителей обеспечивает неуклонный рост объема необходимых людям и хозяйству страны товаров и услуг. Ресурсы общества, затраченные с пользой, распределяются наиболее рационально. Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

— Работая с п. 4 § 20 учебника, определить влияние рынка на различные стороны жизни общества.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Предположим, что в результате успешной рекламной кампании россияне предпочтут квас пиву. Что произойдет со спросом на пиво? Ответ обоснуйте.

2. Выполните задания 2, 3 рубрики «В классе и дома» на с. 174 учебника.

3. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество», — утверждал Адам Смит. Можно ли согласиться с ученым-экономистом? Ответ обоснуйте.

4. Отметьте верные утверждения.

1) Для рынка характерно централизованное планирование.

2) Цена товара всегда совпадает с его себестоимостью.

3) В рыночной экономике присутствует и частная, и государственная собственность.

4) Рынок не может быть цивилизованным.

5) Для рынка характерно свободное ценообразование.

6) Слово «рынок» первоначально означало место, где торгуют.

7) В рыночной экономике для производства выбирается продукт, за который можно получить больше всего денег.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 20 учебника.

2. Написать эссе на тему: «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).