МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Сфера духовной культуры

На данном уроке продолжается линия изучения основного понятия «мораль», начатая на предыдущем уроке: из образца правильного поведения, общей нормы мораль переходит в стадию поступка, действия. Изучение темы способствует приучению школьников к моральной самооценке, критическому анализу собственных поступков.

Задачи урока

1. Продолжить формирование ценностных ориентиров, основанных на идеалах гуманизма.

2. Познакомить учащихся с понятиями «моральный выбор» и «моральная ответственность».

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; смысловое чтение, поиск необходимой информации и выделение её из текстов различных жанров; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник.

План изучения нового материала

1. Моральный выбор.

2. Свобода — это ответственность.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее проводится вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомним».

Перед изучением первого раздела учитель делает краткое вступление на основе содержания первых абзацев раздела «Моральный выбор». Важно отметить, что правила морали — это лишь идеальный образец поведения, а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как он обладает свободой выбора с единственным, но обязательным условием — нести ответственность за свой выбор.

1. При изучении первого вопроса возможны различные варианты организации учебной деятельности.

Вариант 1. Объяснение учителя. Учитель продолжает изложение материала и сам анализирует приведённые в тексте учебника примеры, иллюстрирующие ситуацию выбора (о двух яблоках и о партизанах).

Вариант 2. Практическая работа. Изложенный в тексте раздела пример с яблоками и моральная коллизия из рубрики «Ситуация» предлагаются учащимся в качестве практических заданий.

Пример с яблоками иллюстрирует проблему выбора и последующую ответственность за него. Учитель отмечает, что в жизни бывают гораздо более сложные моральные коллизии, и предлагает прочитать и обдумать сюжет, изложенный в рубрике «Ситуация». Поскольку готового ответа в учебнике нет, следует организовать обсуждение, предложив следующие вопросы: как вы оцениваете выбор командира и комиссара? Почему вы так думаете? (Очень важно, чтобы учащиеся аргументировали свою позицию.)

Авторы учебника считают, что прав, конечно же, командир.

Во-первых, народ нашей страны воевал именно для того, чтобы освободить её от захватчиков, а это означает, что прежде всего необходимо освободить тех несчастных соотечественников, которые попали в руки фашистов. Во-вторых, губить беззащитных людей (а они, конечно, все погибнут, если мост взорвать) — это не только варварство, но и сознательное преступление. Поэтому позиция комиссара — это абстрактный, слепой, мёртвый гуманизм, гуманизм на словах. А на деле — страшное, ничем не оправданное преступление. И в-третьих, никому не известно, докатит этот поезд до места назначения или его всё-таки уничтожат (скажем, наша авиация и т. д.). И вообще: будет ли использовано оружие, которое он везёт? Как оно будет использовано? Обо всём этом можно только гадать, высказывать предположения. А люди — вот они, здесь, рядом, живые и нуждающиеся в помощи.

Желательно, чтобы учитель познакомил учащихся с позицией авторов учебника. В случае несогласия учитель может привести свои аргументы. И пусть школьники решают сами.

Завершить изучение первого пункта плана можно с помощью вопросов 1, 2 рубрики «Проверим себя». Это позволит (с опорой на текст учебника) чётко охарактеризовать суть морального выбора.

2. Второй раздел включает три важных смысловых блока: философскую притчу, вопрос о сути ответственности и её противоположности — безответственности, вопрос о сути свободы.

Учитель объясняет классу, что притча — это не описание какого-то конкретного события, а поучительное иносказание, наподобие басни или мифа. Раскрыть всю глубину её смысла при внешней простоте изложения бывает довольно сложно.

После знакомства с содержанием притчи важно выяснить, как учащиеся понимают её образы: дровосек, хворост, костёр. О чём идёт речь? В чём главный смысл притчи?

В беседе выясняется, что речь идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её последствиях для общества. Костёр символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений. Главная мысль, к которой в ходе обсуждения важно подвести класс, — ответственность каждого человека за результаты своей деятельности. На этой основе можно перейти к изучению основного содержания раздела. Возможны различные варианты дальнейшей работы на уроке.

Вариант 1. Традиционный подход: объяснение учителя сочетается с беседой на основе вопросов к изложенному материалу. Работа выстраивается поэтапно.

На первом этапе важно помочь учащимся охарактеризовать понятие «ответственность»: что такое ответственность? Что значит вести себя ответственно? Каковы признаки ответственного поведения? Как называют поведение, противоположное ответственному?

При обсуждении подчёркивается, что вести себя ответственно — это вовсе не значит всего бояться и не проявлять активности и т. д. Напротив, свободный человек должен действовать активно, ибо нравственное поведение раскрывается только в поступках и формируется также поступками.

В заключение этого этапа беседы важно отметить, что противоположностью ответственного поведения является безответственность. Однако ту или иную позицию человек выбирает сам, потому что каждый свободен в выборе.

Второй этап предполагает разговор о свободе. Учащиеся размышляют над вопросами: что такое свобода? Как её определить?

Поскольку речь идёт о чрезвычайно сложной категории, имеющей в философии различные трактовки, учителю рекомендуется не выходить за рамки учебника: свобода есть возможность действовать по своему усмотрению, выбирать между добром и злом, плохим и хорошим.

Вариант 2 (для подготовленного класса). Самостоятельная работа с фрагментом текста из раздела «Свобода — это ответственность»: от абзаца, начинающегося словами «В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю...», и до конца раздела. К нему предлагаются вопросы 3, 5 рубрики «Проверим себя».

Завершить беседу можно, задав следующие вопросы: что такое безответственность? В чем её опасность? В беседе следует отметить, что корни безответственности — в равнодушии, лени, легкомыслии, пустой самоуверенности. Фактически это попытка свалить на других все последствия своих поступков, заставить их расплачиваться за собственное безделье, безволие, трусость или глупость. При безответственном выборе последствия могут быть самыми отвратительными, пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.

3. При изучении третьего раздела акцент делается на персональной ответственности каждого как единственной гарантии морального поведения.

В предварительной беседе учитель подчёркивает, что предстоит продолжить разговор об ответственности как условии свободы. Учащимся предлагаются вопросы: каковы подлинные гарантии морального поведения? Можно ли обеспечить выполнение моральных норм, если превратить их в государственные законы? Может ли преодоление имущественного неравенства в обществе стать гарантией выполнения всех моральных норм?

Чтобы найти ответ, учащимся даётся задание проработать текст раздела «Моральные знания и практическое поведение». В последующей беседе учитель помогает школьникам сделать вывод о том, что единственной гарантией морального поведения служит личное умение каждого отдельного человека поступать морально. Это означает, что моральная ответственность лежит на каждом из нас персонально. Других гарантий морального поведения не существует.

4. Содержание раздела способствует углублению понимания уже известной учащимся категории «моральная ответственность». Новые аспекты связаны с характеристикой путей её формирования. Во-первых, это выработка умения правильно оценивать свои действия (проблема оценки и самооценки); во-вторых, постоянное предъявление к самому себе высоких требований, с тем чтобы у окружающих не складывалось фальшивого, ложного представления о вас (проблема «быть или казаться»).

На первом этапе прорабатывается проблема оценки и самооценки. Рекомендуется вслух прочитать первый абзац (о Нероне) раздела «Критический анализ собственных помыслов и поступков».

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы: как оценивал себя сам Нерон и как оценивали его окружающие? Какой из этого следует вывод? Как давать правильную моральную оценку человеку: по его словам о себе самом или по его делам? Что сделать труднее? Какое правило вы предлагаете применять при самооценке?

При обсуждении ученики могут опереться на текст второго абзаца изучаемого раздела.

Аналогичная работа осуществляется при проработке проблемы «быть или казаться».

В классе ставятся следующие вопросы: как вы понимаете, что значит быть и что значит казаться? Чем опасен выбор «казаться»? Почему для нормального человека «казаться» — это унизительно? Как избежать такого положения? Как вы понимаете слова «путь морального совершенствования бесконечен»? От кого зависит успех на этом пути?

При обсуждении учащиеся могут опереться на текст учебника. Завершая изучение материала, учителю важно подчеркнуть мысль о том, что человек обязан совершенствовать себя, постоянно предъявлять самому себе высокие требования. Для закрепления материала следует предложить учащимся задание 3 рубрики «В классе и дома».

Домашнее задание: § 7 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Подумать над содержанием приведённого высказывания в рубрике «Говорят мудрые».

Список литературы для учителя приводится в рекомендациях к уроку 9.