ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - Личность и общество

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - Личность и общество

Тема урока открывает вторую часть школьного курса обществознания (8—9 классы). В отличие от предшествующей, пропедевтической части (5—7 классы), второй этап должен дать представление об обществе и человеке более обстоятельно, систематично, целостно. Данный урок задаёт антропологический, т. е. человековедческий, аспект изучения предмета. Тема побуждает учащихся к поиску путей собственной самореализации в социуме.

Задачи урока

1. Раскрыть биосоциальную природу человека.

2. Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.

3. Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.

4. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, распечатка фрагментов из философских трудов Ле Цзы и Н. А. Бердяева.

План изучения нового материала

1. Отличие человека от других живых существ.

2. Мышление и речь.

3. Как человек реализует себя.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

1. Один из вариантов работы на уроке предполагает обращение к знаниям учащихся о происхождении человека (из курсов истории, биологии). Учитель начинает с вопросов рубрики «Вспомним».

Как произошёл человек? В учебной литературе широкое распространение получила трудовая теория, согласно которой эволюция человека происходила в процессе практической (трудовой) деятельности. Далее можно спросить учащихся, какие ещё теории происхождения человека им знакомы.

Затем целесообразно обратиться к словарным статьям, раскрывающим значение понятий «человек» и «человеческая природа»1.

В том, что человек — существо биологическое, т. е. природное, учащиеся могут разобраться самостоятельно. Социальная, общественная сущность людей раскрывается на основе анализа процесса происхождения человека, неотделимого от становления общества. Человек рождается, не имея ни знаний, ни умений, ни привычек и т. п. Все эти свойства формируются в общении со старшими, с окружающими людьми, т. е. в обществе.

2. Начиная разговор о мышлении, учитель может опираться на данные из психологии 2.

Значение мышления можно пояснить на знакомом учащимся примере. Все могут наблюдать, как Солнце восходит на востоке и заходит на западе. Однако этого наблюдения недостаточно, чтобы раскрыть взаимодействие Земли и Солнца. Только мышление позволяет сделать вывод о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Только мышление даёт возможность раскрыть те связи, зависимости, взаимодействия различных предметов, которые непосредственно не наблюдаются, т. е. понять окружающий мир глубже, полнее.

Человеческое мышление, в отличие от наглядно-действенного мышления животных, невозможно без языка. Оно неразрывно связано с речью. Чем основательнее продумана какая-либо мысль, тем более чётко она выражается в словах. И наоборот, чем точнее словесная формулировка определённой мысли, тем понятнее становится сама мысль.

3. Далее учитель раскрывает ещё одно свойство человека: возможность развиваться и реализовывать себя в деятельности, которая, во-первых, целенаправленна и, во-вторых, ведёт к преобразованию мира, созданию того, чего не производит природа. Следует привлечь внимание учащихся к тексту учебника, в котором говорится, что деятельность человека имеет творческий характер: опираясь на знания о мире, он творит сначала в мыслях, а затем в практической деятельности. Для закрепления материала учитель задаёт учащимся следующие вопросы: какова связь между мышлением и знаниями о мире? Что значит «творить новое в мыслях»? Как связаны между собой два элемента деятельности, упомянутые в тексте?

В заключение урока можно сказать, что наряду с рассмотренными качествами человеческая деятельность нередко имеет и негативную направленность, в частности может быть разрушительной, наносить непоправимый ущерб природе. История человечества изобилует кровавыми войнами. Человек, в отличие от животных, нередко убивает представителей своего биологического вида, т. е. других людей. Всё это не позволяет считать человека существом совершенным. Однако именно человеку свойственно стремление познать самого себя.

Обсуждение на уроке вопросов рубрики «Подумаем», приведённых в учебнике перед текстом, в котором подводятся итоги, позволит закрепить основные идеи темы.

Лабораторное занятие

На уроке предполагается организация работы с фрагментами философских произведений Ле Цзы и Н. А. Бердяева3. Одна часть класса получает задания к первому тексту, другая часть — ко второму. Проводится обсуждение вопросов, предложенных к каждому тексту.

В заключительной части урока учитель характеризует связи рассмотренных текстов с основным содержанием параграфа.

Домашнее задание: вопросы рубрик «Проверим себя» и «В классе и дома»; задания в рабочей тетради. Учащимся, проявляющим особый интерес к теме, можно рекомендовать дополнительную литературу:

Гуревич П. С. Человек: учеб, пособие для общеобразоват. учеб. заведений: 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 1995. — Гл. 2, 4.

Гуревич П. С. Обществознание: учеб, пособие для 9 кл. / П. С. Гуревич. — М., 2000. — Гл. 1—3.

Литература для учителя

Гуревич П. С. Философский словарь: учеб. пособие для общеобразоват. школы / П. С. Гуревич. — М., 1997.

Каверин Б. И. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 2.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А. Дорская, В. Г. Зарубин и др.; под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. — Разд. 1.


1 Гуревич П. С. Философский словарь: Учеб, пособие для общеобразоват. школы. — М., 1997. Объёмный материал, относящийся к рассматриваемой теме, содержится в кн.: Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. — М., 1994; Малышевский А. Ф. Мир человека: Учеб, пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1997.

2 См., напр.: Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1995. — Гл. 7.

3 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — С. 6—7. В электронном формате: www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm