загрузка...

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК

ИНТЕНСИВНАЯ ПОДГОТОВКА - ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК

 

2.8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

 

Каждый крупный ученый-философ выдвигает свою теорию относительно сущности человека, но все они сходятся в одном: человеческая природа сложна и противоречива. Именно сложность человеческой природы и ее элементов заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека — индивид, индивидуальность, личность. Что включают эти понятия?

Человек — это представитель вида homo sapiens («человек разумный»), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек — это единение телесного и духовного начал.

Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей — худые они или толстые, грустные или веселые, с темной или светлой кожей и т. п.

Индивид — это уже отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок — уже индивид, т. к. обладает всеми задатками человека, но пока еще не индивидуальность. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас. Чтобы стать индивидуальностью, надо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества.

Но чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность.

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. рус. «личина»). Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому, что обозначалось им в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают социальную индивидуальность и неповторимость человека. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Помимо семьи институтами социализации, те включения индивида в мир социальных взаимодействий, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т. д. В общем смысле институтом социализации выступает культура.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к биологическим потребностям (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются социальные, такие как потребность в общении, заботе о других людях, получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, кулинарные традиции и т. д.

Личностные качества — такие наши качества, которые позволяют нам быть членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но определяющими являются все же иные факторы — социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса — образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, правила, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования, и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же, наоборот, займет позицию разрушительную, отрицательную.

Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят: кого можно назвать личностью? Всех ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.

Споры ведутся также и о том, с какого возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагают, что это происходит только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, не видимая постороннему глазу, внутренняя работа. Под внешним воздействием и влиянием других людей мы меняемся, набираемся опыта, учимся подавлять свои порывы, закаляем волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание.

С особенностями научных подходов в изучении личности человека нас знакомит теория личности, сформулированная современным ученым Дж. Уиггинсом.

Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический.

1.       Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. Взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода.

2.       Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности. Понимание этих процессов способствует пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

3.       Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом.

4.       Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру ее свойств. Измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке характеристик.

Хотя большинство психологов, вероятно, согласится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия личности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых заключается не в том, чтобы дать исчерпывающее идеальное определение, а в том, чтобы представить адекватный инструментарий, необходимый для плодотворной дискуссии. Таким образом, общий вывод заключается в следующем: личностьесть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследовать многие факторы, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже климатические условия могут через воздействие на телесные функции влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия — от национальных до присущих ближайшему окружению — придают поведению человека специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни человека — несчастный случай, приводящий к инвалидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко и учитывать все эти аспекты.

 





загрузка...
загрузка...